Древние Боги
|
||
Если и вы восстаете против совпадения за
совпадением, но находите, что наша интерпретация "громовых камней"
слишком сильна или обильна для переваривания, мы рекомендуем вам объяснение
некоего Таллиуса, написанное в 1649 году: "Натуралисты говорят, что они порождаются
в небе фульгуристыми эксгаляциями, конглобированными (т. е. превращенными в шар) в облаке действием круговращающегося гумора".
Конечно, статья в Cornhile Magazine была
написана без какого-либо намерения попытаться действительно исследовать этот
предмет, а чтобы высмеять представление, что обработанные каменные предметы
когда-то упали с неба. Автор материала в American Journal of Science, 1-21,
325, прочел эту статью и думает, что это замечательно, "что любой человек
со средними способностями логически мыслить должен написать статью, чтобы
доказать, что громовые камни не существуют". Признаюсь, что мы немного польщены этим. Снова
и снова: "Вряд ли необходимо доказывать разумному
читателю, что громовые камни это миф": Мы утверждаем, что здесь мы имеем неправильное
употребление слова; мы допускаем, что только мы достаточно разумны в данном
вопросе, если под разумностью понимать исследование неравновесия и что всякий
иной ум это только механический рефлекс, конечно, принимая во внимание, что
наше мышление тоже механично, но менее упорядочено и ограничено. По мере того, как наша гипотеза все больше и больше подкрепляется,
мы переходим от осознанного состояния разумности к рефлексам и привычкам.
Странным образом обычно предполагается, что разум заслуживает доверия.
Возможно, это следует понимать в том смысле, что именно умственная активность
стремится найти решение, но это - признание своего неведения. Пчелы, теологи, догматические ученые - это интеллектуальные
аристократы. Мы же, прочие, - это плебеи, еще не дошедшие до нирваны, но уже
дифференцировавшиеся от разумности и грубости. Блинкенберг приводит много примеров суеверий,
связанных с "громовыми камнями", которые процветают только там, где
мышление находится в жалком состоянии, то есть везде. На Малакке, Суматре, Яве
туземцы говорят, что каменные топоры часто находят под деревьями, в которые
ударила молния. Блинкенберг не оспаривает это, но говорит, что это всего лишь
совпадение: что топоры, конечно, находились на земле изначально, но туземцы
сделали поспешный вывод, что эти резные топоры упали вместе с молнией. В
Центральной Африке говорят, что клинообразные прекрасно отполированные предметы
из камня, описываемые как "топоры", часто находят вогнанными в
деревья, пораженные молнией. Эти туземцы подобно неученым жителям Мемфиса, штат
Теннесси, увидевшим змей после грозы, тоже пришли к поспешному выводу, что
"топоры" не всегда торчат в стволах деревьев. Ливингстоун (Last
Journal страницы 83, 89, 442, 448) говорит, что он никогда не слышал о каменных
орудиях, используемых туземцами Африки. Автор одной из публикаций в Report of
the Smithsonian Institute, |
||