Древние Боги
|
||
В зарубежной науке
данной проблемой вообще занялись не физиологи, а этологи. Н. Тинберген ввел для
того же самого феномена собственный термин "смещенные действия". Это
выражение приняли К. Лоренц, Д. Дилиус, Д. Кальтенхаузер, Л. В. Крушинский. Оно
употребляется только для врожденных, наследственных реакций такого рода. Много
позже упомянутой работы А. А. Крауклиса, без упоминания его приоритета, Д. Дилиус
предложил то же подобие объяснения этого феномена "разгрузкой"
перевозбужденной нервной системы, столь же мало объясняющее суть дела. Все
западные авторы согласны, что "смещенные действия" возникают в момент
столкновения двух противоположных импульсов (например, агрессии и страха) в
поведении животного. Пытаясь проникнуть в соответствующие механизмы мозга, Д.
Дилиус раздражал при помощи вживленных электродов отдельные пункты конечного и
межуточного мозга у чаек и клуш. При раздражении некоторых из этих пунктов он
получал весь комплекс смещенных движений данного вида (птицы чистили перья,
клевали, зевали, приседали, засыпали и т.д.); такой же комплекс движений
наблюдается в естественных условиях жизни, когда птицы перевозбуждены. Исследование
биоэлектрической активности разных отделов мозга при "смещенных
движениях" производились Л. В. Крушинским, А. Ф. Семиохиной и Д.
Кальтенхаузер. Производилось вживление хронических электродов в мозг
генетически выведенных популяций крыс, дающих повышенную реакцию на сильный
звонок ("звонковые крысы"). "Анализ экспериментального материала
позволяет сделать вывод, что смещенные движения осуществляются на фоне общего
повышения возбудимости центральной нервной системы". Почти особняком стоят в
огромной литературе трудов павловских лабораторий статьи Г. В. Скипина ( Есть возможность видеть,
в каких условиях опыта, при каких нервных процессах появляются, при каких
исчезают сопровождающие явления, которые хотя и отмечаются, но сами по себе не
интересуют экспериментаторов. Они заготовили для будущего огромный запас
фактов, которые могут быть мобилизованы без обязательного воспроизведения всех
этих ситуаций в новых опытах. |
||