Древние Боги
|
||
Разные исторические
процессы историки делят на периоды. Периодизация – основной прием упорядочения
всякого, будь то короткого, будь то долгого, общественного процесса в истории
культуры, политического развития какой-либо страны, в истории партии, войны, в
биографии исторического персонажа, в смене цивилизаций. И вот я пересмотрел
десятки частных периодизаций разных конечных исторических отрезков. Вывод:
всякая периодизация любого исторического процесса, пусть относительно
недолгого, если она мало-мальски объективна, т.е. ухватывает собственный ритм
процесса, оказывается акселерацией – ускорением. Это значит, что периоды, на
которые его разделили историки, не равновелики, напротив, как правило, один за
другим все короче во времени. Исключением являются лишь такие ряды дат, которые
служат не периодизацией, но простой хронологией событий, например царствований
и т.п. В долгих эпохах, на
которые делят мировую историю, акселерация всегда выражена наглядно. Каменный
век длиннее века металла, который в свою очередь длиннее века машин. В каменном
веке верхний палеолит длиннее мезолита, мезолит длиннее неолита. Бронзовый век
длиннее железного. Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее
новой, новая – длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них
рисует в свою очередь акселерацию. Конечно, каждая схема
периодизации может отражать субъективный интерес к более близкому. Можно также
возразить, что просто мы всегда лучше знаем то, что хронологически ближе к нам,
и поэтому объем информации заставляет выделить такие неравномерные отрезки. Однако периодизация
мотивируется не поисками равномерного распределения учебного или
научно-исследовательского материала в пусть неравные хронологические ящики, а
качественными переломами в ходе того или иного развития. Да и невозможно
отнести приведенные возражения к далеким эпохам, изучаемым археологией, где не
может заметно сказываться преимущественная близость той или иной культуры к нашему
времени. Словом, мы замечаем, что
река истории ускоряет свой бег даже изучая отдельные ее струи. Те или иные
процессы иссякают, кончают свой цикл предельного ускорения, ибо он – сходящийся
ряд, но тем временем другие уже набирают более высокие скорости. Но есть ли
вообще мировая история как единый процесс? Первым, кто предложил утвердительный
ответ, был Гегель. Правда, до него уже существовали теории прогресса
человечества, например схема Кондорсе. То была прямолинейная эволюция,
"постепенный" рост цивилизации. Гегелевская схема всемирной истории
впервые представила ее как динамическое эшелонированное целое с качественными
переломами и взаимным отрицанием эпох, с перемещениями центра всемирной истории
из одних стран в другие, но с единым вектором совокупного движения. Суть
мирового развития, по Гегелю, – прогресс в сознании свободы. Вначале, у
доисторических племен, царят всеобщая несвобода и несправедливость. С
возникновением государства прогресс воплощается в смене государственно-правовых
основ общества: в древней деспотии – свобода одного при рабстве всех остальных,
позже – свобода меньшинства, затем – свобода всех, но лишь в христианском
принципе, а не на деле. Наконец, с французской революции начинается эра
подлинной свободы. Пять великих исторических эпох, отрицающих одна другую и в
то же время образующих целое. |
||