Древние Боги
|
||
Шеррингтон исследовал не
только эти одновременные координирующие элементы в работе центральной нервной
системы, но и чередование во времени, т.е. последовательную комбинацию
возбуждения и торможения в рефлексах. Именно в этой связи Шеррингтон как
честный естествоиспытатель счел нужным отметить, что в отличие от торможения
мышц в антагонистической паре и т.п. природа самого нервного торможения
остается для него при анализе нервной деятельности в целом явлением пока
совершенно непонятным и необъяснимым. Он был близок к отгадке, но все же честь
решающего ответа на эту сложнейшую проблему физиологии принадлежит русскому
ученому Н. Е. Введенскому. Шеррингтон оставил
глубокий след в изучении рефлекторной деятельности центральной нервной системы.
Особенно блестящи его успехи в трактовке спинномозговых механизмов, но все же и
в область изучения подобных или более сложных механизмов больших полушарии
головного мозга он внес крупный вклад. Рассуждая последовательно, он ставил
законный вопрос: "Естественно спросить себя: в какой степени реципрокная
иннервация может быть представлена реакциями с коры мозга?". Ответ на этот
вопрос был лишь начерно намечен Шеррингтоном. Ему принадлежат также глубокие и
оригинальные наблюдения, касающиеся парноантагонистической работы полушарий,
роли мозжечка и больших полушарий в разных видах реакций и т.д. Как естествоиспытатель,
Шеррингтон последовательно трактовал рефлексы как приспособительные реакции в
духе дарвинизма. Но все это относилось у него лишь к сфере врожденных
(безусловных) рефлексов, однако он оставался убежденным и упорным дуалистом,
весьма близким к позиции Декарта: психические явления относятся к сфере другой
науки, психологии; остается совершенно открытым и неясным, как именно
взаимосвязаны тело и сознание, рефлекторно-физиологические и психические
явления. Грань между ними Шеррингтон проводил там, где начинается явление
приобретения навыков; будь то у животных или человека, навык всегда возникает в
процессе сознательного действия; рефлекторное поведение не наблюдаемо в
процессе сознательного акта никогда. Навык всегда приобретенное поведение; рефлекторное
поведение всегда врожденное. Навык не следует смешивать с рефлекторными
действиями. Хотя "разумность" и "сознание", по Шеррингтону,
налицо в восходящей лестнице животных, они достигают полноты лишь у человека.
Все написанное Шеррингтоном в этом плане о психике человека не представляет
научной ценности. Довольно естественно,
что при таких предпосылках Шеррингтон, посетив в |
||