Древние Боги
|
||
Пока что мы ограничимся
немногими заключениями из сказанного. Если бы не было ускорения, можно было бы
мысленно вообразить некую логику истории, вполне абстрагируясь от какой бы то
ни было длительности, т.е. протяженности во времени каждого интервала между
социальными революциями, разделяющими формации: можно было бы пренебречь
эмпирическим фактом, что на жизнь любого способа производства ушло некоторое
время; ведь оно при изменениях конкретных обстоятельств могло бы оказаться и
покороче, причем неизвестно насколько. Но нет, даже в самой полной абстракции
невозможно отвлечься от времени, ибо останется время в виде ускорения, иными
словами, длительность заявит о себе в форме неравенства длительности. Точно так
же каждая антагонистическая формация проходила в свою очередь через
ускоряющиеся подразделы – становление, зрелость, упадок. Если же охватить всю
эту проблему ускорения человеческой истории в целом, последует вывод: в истории
действовал фактор динамики, т.е. История была прогрессом, но действовал и
обратный фактор – торможение, причем последний становился относительно все
слабее в соперничестве с фактором динамики, что и выражается законом ускорения
истории. Однако лишь при коммунизме динамика неизменно имеет перевес над
торможением. Начальный отрезок
истории был наиболее медленно текущим, следовательно, на нем торможение имело
перевес над динамикой. Но этот начальный отрезок – необходимый член траектории,
которая, как мы уже знаем, будет характеризоваться ускорением по типу
экспоненты. Наконец, мы констатируем
еще раз, что вся наша кривая, а тем самым и начальный отрезок истории, – это не
сумма некоторого числа кривых, иными словами, не история племен и народностей,
а история человечества как одного объекта. II. Внешнее и внутреннее определения
понятия
|
||