Древние Боги
|
||
Высказывалось также
мнение, будто сам факт искусственного изготовления орудий уже говорит о
некотором уровне "сознательного планирования" предком человека своей
деятельности, так как он должен был "отвлекаться" от
непосредственного воздействия предметов, от непосредственной цели – добывания
пищи – и устремлять свои усилия на создание того, что только впоследствии
должно послужить средством ее обеспечения. Однако такая степень
"отвлечения" доступна и любому виду животных, изготовляющих указанные
зародышевые формы орудий, строящих гнезда, создающих запасы и т.д. У них только
иногда наблюдается своеобразная утеря связи этой инстинктивной деятельности с
конечной целью: например, бобры подчас валят гораздо больше деревьев, чем им
нужно, и оставляют их на месте. Можно думать, что этим объясняются и известные
археологам скопления тысяч заготовленных, но, видимо, не использованных
нижнепалеолитических каменных орудий (например, стоянка Эт-Табун). Важнейшим признаком,
отличающим орудия человека от орудий животных, служит факт развития, изменения
орудий у человека при неизменности его как биологического вида. Те виды
животных, которые изготовляют или употребляют какое-либо орудие, срощены с ним,
как улитка с раковиной; у общественного же человека-неоантропа возникновение
все новых орудий, а тем самым и все новых приемов труда не связано ни с какими
анатомо-морфологическими изменениями или возникновением новых наследственных
инстинктов (безусловных рефлексов). Антрополог Я. Я. Рогинский убедительно
показал, что этот признак налицо только с появлением человека современного типа
– Homo sapiens; изменения, происходившие в палеолите до кроманьонца, говорит
он, "в целом были неразрывно связаны с ходом формирования самого человека,
с процессом человеческой эволюции, все же последующие изменения в истории
общества никакого отношения к биологическим закономерностям не имели",
т.е. не требовали перестройки анатомии и физиологии человека. Безграничная
изменчивость средств труда при полной неизменности вида со времени оформления
Homo sapiens -свидетельство решающего качественного скачка, возникновения общества.
Пассивное приспособление к природе сменяется активным воздействием на нее,
господством над ней в смысле создания все новых источников питания и средств
существования. Энгельс отмечал. что стадо обезьян или коз, съев наличный корм,
вынуждено или вымирать, или начать биологически перестраиваться. "Это
"хищническое хозяйство" животных играет •важную роль в процессе
постепенного изменения видов, так как оно заставляет их приспособляться к
новым, необычным для них родам пищи...". Постоянное развитие средств, в
том числе орудий труда, – условие, объясняющее неизменность вида Homo sapiens,
так как оно сняло действие закона естественного отбора, законов биологической
эволюции. Только с того времени, когда орудия изменяются, а вид
стабилизируется, можно говорить о производстве в собственном смысле – об
общественном производстве. |
||