Древние Боги
|
||
Идея первобытного
бесклассового коллективизма, "первобытного коммунизма" представляет
значительно более сложную и обоснованную картину, противостоящую буржуазным
идеям о естественном состоянии, включающем частную собственность,
индивидуальную инициативу, религию, войны и т. д. Но и к идее
"первобытного коммунизма" слишком часто примешивается кое-что от
утраченного рая или не испорченной классовым антагонизмом природы человека.
Между тем малейший привкус любования и идеализации неумолимо враждебен научному
познанию действительной картины первобытности. Отсутствие семьи,
частной собственности и государства, отсутствие классов и эксплуатации – это
негативные понятия, расчищающие дорогу этнологу и археологу к познанию
глубочайшего прошлого. Но это именно негативные понятия, полезные лишь в той
мере, в какой они препятствуют привнесению в это прошлое иллюзий из настоящего
и будущего. Эти определения ничего не могут сказать утвердительного о том, что
было в древнейшем прошлом, если смести с него все эти иллюзии. Надежный факт лишь то,
что история была прогрессом. Он имел диалектический характер, развертывался по
спирали, шел через отрицания отрицаний, но в конечном счете он шел вперед.
Следовательно, нам нечем любоваться в первобытности. Человечество отходило от
нее все дальше и дальше. Понятие всемирно-исторического прогресса глубже и
сильнее представления о триаде, связывающей "первобытный коммунизм" с
современным коммунизмом. В частности, надо еще раз подчеркнуть, что первобытный
человек был еще более несвободен, чем раб: он был скован по рукам и по ногам
невидимыми цепями. Это был парализующий яд родоплеменных установлений,
традиций, обычаев, представлений. Человек не мог влиять на свои отношения:
"..в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал".
Рабство явилось в этом смысле уже шагом вперед, ибо человек первобытного
общества даже не догадывался, что он носит какое-нибудь ярмо, а раб
догадывался. Нет, человек
современного социалистического общества ни в малой мере не ищет свой идеал в
отдаленнейшем прошлом -подлинное освобождение человеческая личность обретает
только в социалистической революции и в борьбе за коммунистическое завтра.
Оглядываясь же назад, мы видим в общем тем больше отрицательного, чем
отдаленнее перспектива. Но и одно, и другое
представления о наидревнейшем историческом времени, описанные выше, сводятся к
сознательным или бессознательным поискам чего-то неизменного в истории.
Обыденное сознание подсказывает подчас и ученому этот подтекст: найти в истории
нечто привычное, свойственное мне и моим ближним, или то, что я нахожу в себе и
в них похвальным. Я разумен, я тружусь, я подавляю в себе некоторые вожделения.
Вот вам и начало истории! Возникло ли это качество
сразу или исподволь? Выше мы уже говорили, что все попытки определить отношение
человеческой истории к остальной природе тем или иным атрибутом (кроме атрибута
ускорения и превращения противоположностей) связаны либо с одним, либо с другим
представлением: либо с бездонной пропастью, либо с плавным мостом,
Сравнительная психология хорошо знает эту роковую альтернативу. Ее выражают
словами: либо вы на точке зрения непрерывности, либо – прерывности (И. Мейерсон).
Третьего не дано. Это старое размежевание, ведущее свое начало со времен
Декарта. Он, один из великих зодчих материализма, в то же время был решительно
за прерывность, за бездонную пропасть. И с тех пор надолго, очень надолго
прерывность стала синонимом допущения богословской, метафизической точки зрения
на место человека в природе: раз его появление и его свойства не могут быть
объяснены причинно, значит, признается право за беспричинностью, иначе говоря,
за чудом. Концепция прерывности была равнозначна концепции креационизма. |
||