Древние Боги
|
||
Подчас антропологи
принимают намеченное на эндокране питекантропа образование на месте так
называемой "зоны Брока" в нижней лобной извилине за свидетельство
присутствия у него речи, исходя из того, что у современного человека
повреждения этой зоны вызывают нарушение двигательной (произносительной)
речевой функции – моторную афазию. Со своей стороны повреждения "зоны
Вернике" в первой височной извилине вызывают сенсорную афазию – нарушение
восприятия чужой слышимой речи. Но речь не просто наличие двух устройств –
передающего сигналы и принимающего их, тем менее – одного из двух; недостаточно
и двусторонней связи между ними, т.е. единства слухо-двигательного анализатора.
Допустим, питекантропы могли издавать и принимать разные крики; это не
членораздельность, не речевые знаки в смысле современной науки. В. В. Бунак на
основе анатомии периферических органов речи – гортани, челюстного скелета – установил,
что у форм, предшествовавших Homo sapiens, не могло быть членораздельной
синтагмической речи (дедукция какой-то якобы предшествовавшей,
"нечленораздельной речи" не удалась – она противоречит всей
аксиоматике науки о речи); в Однако суть дела вовсе
не в этой физико-акустической стороне проблемы. Она попала в центр внимания
только тех авторов, которые не в курсе современной лингвистики, как и
афазиологии. Поражение "зоны Вернике" в височной доле вызывает не
потерю слуха или возможности различать звуки, нарушает не акустическую основу
восприятия речи, словом, порождает не "фонетическую глухоту", но
"фонологическую глухоту" – невозможность правильно узнавать фонемы
как смыслоразличающие элементы речи. Наука фонология, отделившаяся от фонетики
(за которой осталась физиология звукообразования и звуковосприятия), изучает
наличные во всяком языке звуковые "букеты", которые психика человека
расценивает как один и тот же элемент, сколь бы ни отличались друг от друга эти
звуки в плане акустическом, и которые имеют и сохраняют свою определенность
только по противопоставлению другому такого же рода "букету" в той же
артикуляционно-фонетической группе. Именно в этом проявляется тут
"чрезвычайная прибавка" человека – в возможности отождествлять звуки,
высоко различные акустически (ср., например, весьма искаженное
"повторение" маленьким ребенком слов взрослого), как и, напротив, в
возможности делать эти звуки принципиально нетождественными даже при их немалой
акустической близости – посредством оппозиции, по природе столь же абсолютной,
как и нейрофизиологические явления возбуждения и торможения. Что касается не
восприятия речи, а говорения, то оказалось, что и двигательная (моторная)
сторона речевой деятельности раздвоена точно так же. Поражения управляющих ею
зон в коре мозга, в том числе нижней лобной извилины, нижнего отдела
прецентральной извилины, нижнего отдела теменной доли, приводят либо к
эфферентной моторной афазии – нарушению функции противоположной фонематической,
а именно функции не разделения фонем, а их связности, плавности, слияния хотя
бы и различных звуковых единиц в одну единицу, например в слог; либо к
афферентной моторной афазии – смешению, неразличению фонем, в частности,
близких по артикуляции. В последнем случае перед нами патология не самой
артикуляции звуков органами речи, а психо-физиологического механизма контроля
этих движений по фонологическим меркам, иначе говоря, психо-физиологического
механизма обратной коррекции речевых движений. |
||