Древние Боги
|
||
Опять-таки, если
покопаться в современном опыте, мы найдем в нем следы знаковой функции вещей.
Ведь знаком и сейчас иногда может служить предмет - не звук и не какое-либо
искусственное создание людей для выполнения ими функции знака, а сам подлинный
предмет: зуб, (служащий амулетом), клок волос, рог; дерево, пень, ручей,
камень; звезда, луна, солнце; зверь, птица; сооружение, здание и т. д. Знаком
чего же служит такой предмет? Раз по определению природа знака не имеет ничего
общего с природой обозначаемого, значит, эти предметы либо вовсе не знаки, либо
они знаки каких-либо не имеющих к ним иного отношения действий и взаимодействий
между людьми. Поскольку все такие предметы ныне несут оттенок святости,
волшебства, магии, а вместе с тем и невроза, мы легко допускаем, что фетиши,
тотемы, предметы-табу действительно возникли как знаки, в частности тормозящие
и растормаживающие, каких-либо сопряженных окриков, команд и т.п. Однако, чтобы
быть в полном смысле знаками этих звуков, предметы должны были бы обрести еще в
данной функции и парную (или более широкую) взаимозаменимость или
эквивалентность между собой. Открыв вход вещам во вторую
сигнальную систему, мы должны рассмотреть две линии дальнейшего развития: 1) что происходило с
вещами в этой их новой функции по аналогии с тем, что происходило со звуками; 2) что происходило с
отношением между звуками и вещами как компонентами сигнализации: их перемену
местами. 1. В качестве
суггестивных сигналов вещи должны были претерпеть нечто подобное переходу
звуков с фонетического на фонологический уровень - обрести сверх простой
различимости еще и противопоставляемость. К числу самых ранних оппозиций,
наверное, надо отнести противоположность предметов прикосновенных и недоступных
прикосновению; как уже упоминалось, указательный жест есть жест
неприкосновения: он, может быть, некогда даже сам "обозначался"
объектами, действительно по своей натуре исключающими прикосновение (в том
числе небо, солнце, огонь, глаз и пр.). Нечто подобное ситуации эхолалии должно
было породить повторность, взаимное уподобление двух показываемых
предметов-близнецов или способов (приемов) их предъявления (показывания).
Далее, должна была явиться и деструкция одного из них - расчленение,
преобразование, так, чтобы он был и похож и не похож на своего двойника (в том
числе посредством нанесения искусственной раскраски или посредством
изготовления из чего-либо искусственного подобия). И, наконец, что-нибудь
аналогичное молчанию: утаивание предмета от взгляда или отведение взгляда от
предмета; недвижимость человека среди вещей - "не манипулирование",
"не оперирование". Все это вольется в "труд". Кстати, в этом
негативном поведении таится, несомненно, переход к принципиально новому
нервному явлению: к возникновению внутренних образов вещей. В норме всякая
реакция организма складывается под воздействием двух факторов: а) необходимости
ее по внутреннему состоянию организма, б) наличия соответствующего раздражителя
в среде; соотношение их интенсивности может быть очень различным, один из двух
факторов может быть в данный момент слаб, но в сумме оба составляют единицу:
иначе нет реакции. Однако замечено, что, если второй фактор равен нулю, нервная
система животного все же может иногда подставить недостающую малую величину в
форме иллюзии раздражителя. По данным этологии, голодные скворцы в
изолированном помещении производили все действия охоты за мухами, хотя мух не
было; то же достигается электрическим раздражением областей ствола мозга у кур:
клев отсутствующего корма, движения ухаживания за отсутствующими самками или
целостное протекание сложных поведенческих актов. В других случаях реакции
"вхолостую" достигались введением гормонов. Значит, в этих ситуациях
в формуле а+в=1 роль "в" выполняет галлюцинация. Мы не назовем ее
"образом", тем более "представлением", но отметим эту
материальную возможность, заложенную в нервной системе животного. У человека же
закрытие каналов общения и лишение (депривация) сенсорных раздражений порождает
галлюцинаторные образы. Вероятно, возникновение образов характерно для
специфических пауз в рассматриваемом нами механизме раннего второсигнального
общения. И это было уже воротами к представлениям (только воротами - еще далеко
не тем, что отличает, по Марксу, архитектора от пчелы!). |
||