Древние Боги
|
||
Правда, нет никаких
логических или физиологических препятствий для представления о затяжном
характере ультрапарадоксальной "фазы". Разве какие-либо эксперименты
над животными доказали, что она может длиться не более какого-то количества
минут или часов? Напротив, экспериментальные неврозы у животных оказались в
ряде случаев довольно стойкими, трудно устранимыми. Но то, что сложилось в
речевой деятельности человека, не идет ни в какое сравнение.
Ультрапарадоксальная "фаза" для человека в отношении высшей нервной
деятельности на уровне второй сигнальной системы стала пожизненной, может быть,
лишь несколько отступая в пожилом возрасте (что воспринимается как
умудренность). Но это справедливо не только для жизни индивида, а и для
совокупной всемирной истории человеческого рода. Однако, с другой
стороны, в поступательном ходе всемирной истории происходили одни за другими
качественные сдвиги в отношениях между словами и вещами. Контрсуггестия
побеждала суггестию, вещи побеждали слова. Это принадлежит к очень глубоким
чертам истории как цельного процесса. Сдвиги начались вместе с ранними стадиями
развития труда и производства, но они становятся особенно отчетливыми с утратой
трудом и материальной жизнью своей традиционности и квазинеподвижпости. Но мы рассматриваем лишь
начало человеческой истории. Поэтому надлежит сказать только о самых древних
(однако капитальнейших) сдвигах. К их числу относится появление синтагм
(синтагмов). Синтагмы - это два сдвоенных элемента одной и той же модальности:
пара взаимосвязанных звуковых сигналов или предметных сигналов. На каждую такую
пару переходит свойство дипластии, т.е. оба элемента одновременно и
тождественны друг другу в смысле возможности их взаимной замены по их сходству
или сродству, и отчетливо различимы. Отношение элементов внутри синтагмы,
по-видимому, в конечном счете опирается на отношение возбуждения и торможения -
на их взаимную связанность отрицательной индукцией. В модальности звукового (и
письменного) языка синтагма с тех пор во всей истории останется фундаментальным
и элементарным лингвистическим фактом. Проявятся разные тенденции: слияние
малоразличимых слов в слова-дупли; слова-рифмы; скрещение несхожих слов;
противостояние друг другу двух несхожих слов и простом предложении; уничтожение
слова посредством присоединения к нему "не". В этих процедурах они и
будут выковываться в собственно слова. В плане же предметной и операционной
модальности синтагма - это создание и подыскивание подобий предметов (в том
числе прикосновенных подобий неприкосновенных предметов и наоборот);
составление одного предмета из двух различных; уподобление отчлененной части
целому предмету; наконец, уничтожение предмета посредством сжигания (а также
закапывания). Появление синтагм
знаменовало новый этап в развитии отношений между звуками и предметами во
второй сигнальной системе: они способны теперь к некоторой динамической
независимости друг от друга, могут образовывать отдельные дипластии. Однако им
не оторваться вполне друг от друга: они тотчас взаимно связываются в трипластии
и тетрапластии, о чем речь будет в заключительном разделе этой главы. Пока же
отметим следующий важный сдвиг в истории взаимоотношений слов и вещей: они
далее образуют уже целые параллельные цепочки или строчки. В речевой
деятельности над синтагмой надстраивается такая цепная, или линейная, речь,
т.е. сложное предложение, фраза, неограниченный в принципе текст; это
обязательно высказывание о чем-то - план выражения коррелирован с планом
содержания. Допустим, это эпос или миф; даже туманное словесное заклинание или
пророчество имеет какую-то перекличку со смыслом. Со своей стороны содержание
представляет собою здесь цепь событий, лиц, вещей; этот линейный ряд может быть
развернут либо во времени (эпос, миф, культовая церемония), либо в пространстве
(наскальные изображения охотничьих эпопей, пиктограмма, столб с серией личин,
аллея предков). Линейность этих сложных знаковых комбинаций имеет среди прочего
ту важную нейрофизиологическую специфику, что каждое звено цепи служит
одновременно и тормозящим фактором по отношению к предыдущему знаку и
возбуждающим фактором по отношению к последующему знаку. Следовательно, в линейной,
цепной системе знаков всякий знак является единством торможения и возбуждения -
тождеством противоположностей. |
||