Древние Боги
|
||
Вот в противовес
теологам и получилось, что такой психолог-материалист, марксист, как И.
Мейерсон (следуя в этом за одним из основателей марксистской психологии А.
Баллоном), относит себя снова к решительным сторонникам "перерыва". И
я открыто присоединился к нему (на семинаре в Париже в В советских учебниках и
обобщающих книгах мы находим микст из того и другого: и качественный рубеж,
отделяющий человека, подчиненного законам социологическим, от обезьяны,
подчиненной законам биологическим, и иллюзию эволюционного описания того, как
"последняя обезьяна" доросла до роковой точки, а "первый человек"
постепенно двигался от этой обезьяньей точки дальше. Это лишь иллюстрирует, что
обе позиции действительно сходятся в одну. Самое главное все равной остается
вне поля зрения: почему произошел переход. Это разочаровывает и заставляет
искать новые пути. Очевидно, дело в
ошибочности самой идеи определить однозначный отличительный атрибут человека на
всем протяжении его истории. Допустим, можно построить какую-то логическую
модель полного континуитета при переходе от животного к человеку. Тем более мы должны
были бы сформулировать в дополнение к кантовским антиномиям еще одну, где с
полным основанием утверждается как полная правота Декарта (пропасть), так и
полная правота противоположного воззрения (мост). Ученые могут в разные моменты
так или иначе группироваться по этому поводу (или непоследовательно совмещать
обе истины), но если не будет предложено какое-то совсем новое решение задачи,
они никогда не переспорят друг друга. Новое решение и
предлагается отчасти в этой книге, отчасти в том опущенном мною анализе
экологии троглодитид, который из-за недостатка места не мог быть в нее включен.
Суть решения в методологическом смысле состоит в том, что процесс перехода от
животного к человеку разделяется на два последовательных процесса: первый –
возникновение в нейрофизиологии предков людей механизма, прямо противоположного
нейрофизиологической функции животных, второй – снова переход в
противоположность, т.е. как бы возвращение к началу, но в то же время еще
большее удаление от него. Фейербах пользовался выражением, которое мы уже
упоминали: выворачивание вывернутого. Вместе с тем предлагаемое решение
связывает "выворачивание" в функционировании индивидуального
организма не только с видовым уровнем нервной системы, но и еще больше с
судьбой вида как сообщества. Это излагается в главах пятой, шестой, седьмой. |
||