Древние Боги
|
||
Мы уже не раз определяли
категорию значения как то, что обще двум знакам одного явления. Категория
значения еще не вполне переводит нас из мира суггестии в мир познания. Однако
вместе с нею уже появляются некоторые из тех трудностей, которые познание будет
преодолевать. А именно значение осуществляет выделение денотатов из
безграничной взаимосвязанности вещей, и тем самым оно обособляет и изолирует
"явления" (предметы, факты, события, элементы окружающего мира). В
этом мире, где "все связано со всем", ум вычленяет и конструирует
единицы - денотаты. Разумеется, в этом таится величайшая односторонность и
искажение, не меньшие, чем обратный грех второй сигнальной системы -
фантастическое сдваивание в дипластии никак не связанных друг с другом явлений.
В дальнейшем развитие мышления и логики будет неустанно преодолевать рассечение
мира эквивалентными, т.е. взаимозаменимыми знаками на разные изоляты: оно будет
находить связи рассеченных явлений - каузальные и структурные. Пока нам важно,
что именно значения дробят мир на "кирпичи". Трипластия - первый шаг
на пути к мышлению, следовательно, и первый шаг контрсуггестии, который
приведет в дальнейшем к превращению второй сигнальной системы из механизма
интериндивидуального влияния в отражательный, познавательный, информативный
механизм. Следующий шаг можно представить как соединение двух трипластий и
образование тетрапластии, которую графически изображает рис. 2. Это более
глубокий вход из сублогики в логику: налицо ряд знаков (а, в) и ряд
обозначаемых предметов (с,
d), связанных через значения и элементарные понятия. Рассмотрим ближе, что
при этих преобразованиях происходит с внутренней природой дипластии: как
дипластия расслаивается, "растаскивается". Это можно называть
генетической логикой (хотя данное выражение употреблялось другими авторами в
других смыслах). Прежде всего, еще и еще
раз: применительно к животным физиологический термин "генерализация",
вообще условный и неудачный, не имеет ничего общего с обобщением в психике и
логике человека. А именно, животные не отождествляют двух явлений, они их
просто либо различают, либо смешивают между собой, когда не различают, т.е. в
последнем случае это не два раздражителя, не "такие же", а один -
"тот же". Пример: собака в городской квартире была приучена выполнять
команду "посмотри в окошко", перевезенная на дачу, она с первого раза
выполнила ту же команду, хотя окошко было совсем другое по размерам,
расположению, окраске, открывающемуся виду и т.д.; собака "узнала"
окошко по части признаков, несмотря на " изменившиеся" остальные, ибо
такова природа формирования рефлексов, а в то же время это
"узнавание" стимулировалось знакомой словесной командой, т. е.
"генерализацией", произведенной не ею, а ее хозяином. Животное имеет
дело либо с "тем же" раздражителем, не отличая новый от прежнего,
т.е. пренебрегая их различиями, либо с "не тем", т.е.
дифференцируемым. Напротив, то отождествление, о котором идет речь, ничего
общего не имеет с их смешением: где есть смешение, там нет удвоения, нет
обобщения. Дипластия - такая операция, где между двумя предметами или
представлениями налицо 1) очевидное различие или независимое бытие и 2)
сходство или слияние; если нет и того и другого хоть в какой-то степени -
отождествление невозможно. |
||