Древние Боги
|
||
В опубликованную книгу
не вошли три главы из рукописи. Две из них включали тщательно и подробно
обоснованное опровержение двух названных мифов, лежащих в основе первого
ложного постулата. Вынужденный сокращать текст, Поршнев решил, что важнее
сохранить методологию, чем подробности эмпирических доказательств. Третья глава
из не вошедших касалась второго ложного постулата. Кое-что из этой главы было
включено в текст книги. Но далеко не все. В целом, Поршнев считал ее менее
удачной. Забегая вперед, отмечу, что исследования по тематике этой главы
являются наиболее трудными, но и наиболее важными для дальнейшего развития всей
концепции и даже всей науки "о человеческом обществе и общественном
человеке". III. ЗООЛОГИЯ
Провозглашая
необходимость преодоления названных выше зоологических предрассудков, Поршнев
писал: Спор
пойдет не о фактах, ибо большинство фактов палеоантропологии и палеоархеологии
обладает высокой степенью надежности, а об очках, через которые привыкли
смотреть на эти факты. 1. Образ питания предка человека и происхождение огня В двух неопубликованных
главах Поршнев, собственно, доказывал две вещи. 1.
Предок человека не мог быть охотником.
Ибо это противоречит данным зоологии. У предка была единственная ниша, которую
он мог занять: трупоядение. Именно для разделки туш трупов животных и были
приспособлены знаменитые "орудия". Так же, как у других животных для
подобных операций используются зубы, клыки, когти. 2.
Предок человека не "изобретал"
огонь. Огонь, тление были неизбежным побочным результатом обработки им каменных
орудий. Ему пришлось "учиться" гасить огонь, а также утилизовать его
полезные свойства. Так же, как другие животные приспосабливаются к специфике
своей экологической ниши – плетут паутину, вьют гнезда, строят ульи, перегораживают
реку плотинами. Или, скажем, как домашние кошки "научаются"
использовать тепло настольной лампы, батареи центрального отопления и т.п. Следовательно, нет
никаких оснований считать наличие огня и каменных орудий признаком появления
"человека". Только неоантроп может быть признан человеком в точном
смысле слова. Что же случилось в
антропологии под воздействием работ Поршнева? Случилась вопиющая
несправедливость, которая, увы, в истории науки встречается нередко. В начале с
Поршневым не соглашались, спорили, а затем стали просто уходить, уклоняться от
споров и дискуссий. Статья "Материализм и идеализм в вопросах становления
человека" (одна из первых его публикаций по проблемам антропогенеза), –
пишет Поршнев, – "навлекла
на меня даже не суд – отлучение. Хоть я не называл идеалистом никого из наших
специалистов, чуть не все схватились за шапки". И только тогда, когда
научному сообществу антропологов удалось практически полностью изолировать себя
от Поршнева, полностью освободиться от необходимости его слушать, в сообществе
антропологов произошло "чудо": выводы Поршнева относительно
происхождения огня и образа питания ближайших предков человека были приняты.
Сегодня абсолютное большинство антропологов фактически разделяет те выводы, за
признание которых почти двадцать лет самоотверженно и безуспешно бился Поршнев.
Однако эти самоотверженные усилия практически никому сегодня не известны или
совершенно забыты. Признание получили выводы, правильность которых первым
доказал Поршнев, но его первенство не признано. |
||