Древние Боги
|
||
В-четвертых, Поршнев
реконструировал появление человека, исходя из альтернативных предпосылок,
соответствующих данным зоологической науки. В ходе работы по
четвертому направлению Поршневу пришлось отличиться серьезными исследованиями
не только в зоологии, но и в целом ряде других наук. 2. Дивергенция палеоантропов и неоантропов Тема дивергенции
принадлежит не только антропологии, но лежит, если можно так выразиться, на
стыке зоологии и культурологии. Человеческая культура,
по Поршневу, выросла из дивергенции палеоантропов и неоантропов, из необходимости
последних, взаимодействуя с первыми, все более уходить от навязанных ими форм
взаимодействия. Поэтому посмотрим на зоологический феномен дивергенции с точки
зрения его культурных последствий. Поскольку поршневский
анализ характера и первых шагов дивергенции изложен только в упомянутой выше
неизданной главе (в опубликованных текстах можно найти лишь намеки), приведу из
нее обширные выдержки. Пройдя через целую серию
экологических кризисов и приобретя в ходе естественного отбора совершенно
удивительные биологические и нейрофизиологические "инструменты"
адаптации, животный предок человека в конце среднего плейстоцена оказался перед
лицом нового кризиса, грозящего ему неизбежным вымиранием. Этот предок, в
соответствии с исследованиями Поршнева, упомянутыми в предыдущем разделе,
выстроил себе с помощью нейросигнального механизма интердикции (о ней речь
пойдет ниже, в разделе Физиология)
уникальные симбиотические отношения с многочисленными хищниками, травоядными и
даже с птицами. Возможность использования в пищу биомассы умерших естественной
смертью или умерщвленных хищниками животных была обеспечена жестким инстинктом,
не позволявшим ему кого-либо убивать. И вот
вместе с критическим сокращением достающейся им биомассы они должны были
вступать в соперничество с хищниками в том смысле, что все же начать кого-то
убивать. Но как совместить два столь противоположных инстинкта: "не
убей" и "убей"? Судя по многим данным,
природа подсказала [...] узкую тропу (которая, однако, в дальнейшем вывела
эволюцию на небывалую дорогу). Решение биологического парадокса состояло в том,
что инстинкт не запрещал им убивать представителей своего собственного вида.
[...] Экологическая щель, какая оставалась для самоспасения у обреченного
природой на гибель специализированного вида двуногих приматов, всеядных по
натуре, но трупоядных по основному биологическому профилю, состояла в том,
чтобы использовать часть своей популяции как самовоспроизводящийся кормовой
источник. Нечто, отдаленно подобное такому явлению, небезызвестно в зоологии.
Оно называется адельфофагией ("поеданием собратьев"), подчас
достигающей у некоторых видов более или менее заметного характера, хотя все же
никогда не становящейся основным или одним из основных источников питания. Проанализировав
многочисленные данные зоологии о случаях адельфофагии, а также археологические
данные, свидетельствующие о попытках палеоантропа встать на этот путь, Поршнев
приходит к выводу: |
||