Древние Боги
|
||
Последнее (управляющая
функция речи по отношению к физиологическим процессам) не только на целом ряде
случаев проанализировано современной наукой, но и включено в некоторые
специальные "практики": так, например, все известные
"чудеса", демонстрируемые "йогами", обнаруживают именно
способность, опираясь на механизмы второй сигнальной системы, сознательно
управлять даже генетически наиболее древними физиологическими функциями
организма, включая и те, которые находятся в ведении вегетативной нервной
системы, то есть являются общими для человека и растений. На ту же тему Поршнев
пишет в другом месте: Человеческие
слова способны опрокинуть то, что выработала "первая сигнальная
система" – созданные высшей нервной деятельностью условно-рефлекторные связи
и даже врожденные, наследственные, безусловные рефлексы. Она, как буря, может
врываться в, казалось бы, надежные физиологические функции организма. Она может
их смести, превратить в противоположные, разметать и перетасовать по-новому.
[...] Нет такого биологического инстинкта в человеке, нет такого
первосигнального рефлекса, который не мог бы быть преобразован, отменен,
замещен обратным через посредство второй сигнальной системы – речи. Анализ
нейрофизиологических предпосылок становления речи у ближайших предков человека
позволил Поршневу утверждать, что "слово" возникло в качестве
инструмента принуждения одним другого, внешнего "приказа", от
выполнения которого невозможно было уклониться. Этому соответствуют и данные
лингвистики о наибольшей древности среди частей речи именно глагола, а из
существительных – имен собственных (возникших как знаки запрещения трогать,
прикасаться). Следовательно,
необходимо предположить, что одна особь "принуждала" другую к
выполнению чего-то противоречащего (противоположного) сигналам, подсказанным ее
сенсорной сферой: в противном случае, в возникновении этого механизма не было
бы никакого биологического смысла. Даже столь беглый и
поверхностный обзор показывает, насколько поршневский подход к анализу
зарождения "социальности" богаче и перспективней, чем традиционные
рассуждения о "совместной трудовой деятельности". Как будто пчелы или
бобры "трудятся" не "совместно". Только с появлением
речи, языка можно говорить о появлении человека (и человеческого труда).
Поршнев доказал, что в библейском "в начале было слово" куда больше
материализма (и марксизма), чем в ссылках на "труд",
"коллективную охоту" и т.п. Однако то "слово", которое,
действительно, было "в начале", являлось носителем принуждения, а не
смысла, не обозначения. Проанализировав огромный
массив исследований отечественных и зарубежных специалистов, изучавших
различные аспекты человеческой речи (второй сигнальной системы, по Павлову),
Поршнев констатирует, что общее развитие науки вплотную подошло к решению
вопроса о том, чем "труд" животного отличается от человеческого
труда: |
||