Древние Боги
|
||
3. Первобытная экономическая культура Учитывая сказанное выше
об особенностях отношений неоантропов с палеоантропами в эпоху дивергенции,
понятно решительное опровержение Поршневым распространенного предрассудка о
едва ли не "буржуазном" поведении первобытного человека: Согласно
этому ходячему представлению, хозяйственная психология всякого человека может
быть сведена к постулату стремления к максимально возможному присвоению. Нижним
пределом отчуждения (благ или труда), психологически в этом случае приемлемым,
является отчуждение за равноценную компенсацию. [...] Действительно, поведение,
обратное указанному постулату, при капитализме не может быть ничем иным, как
привеском. Но даже при феодализме, как видно из источников, хозяйственная
психология содержала гораздо больше этого обратного начала: значительное число
средневековых юридических и законодательных актов запрещает или ограничивает
безвозмездное дарение, подношение, пожертвование недвижимого и движимого
имущества. Чем дальше в глубь веков и тысячелетий, тем выпуклее этот импульс. В первобытной
экономической культуре Поршнев констатирует абсолютное доминирование именно
"этого импульса": Взаимное
отчуждение добываемых из природной среды жизненных благ было императивом жизни
первобытных людей, который нам даже трудно вообразить, ибо он не соответствует
ни нормам поведения животных, ни господствующим в новой и новейшей истории
принципам материальной заинтересованности индивида, принципам присвоения.
"Отдать" было нормой отношений." "То были антибиологические
отношения и нормы отдавать, расточать блага, которые инстинкты и
первосигнальные раздражители требовали бы потребить самому, максимум – отдать
своим детенышам либо самкам. Фактически Поршнев
намечает контуры науки о первобытной экономике. Однако в силу того, что
сохранившиеся в наше время следы первобытной экономической культуры относятся
скорее к культуре как таковой, данная тема отнесена к разделу
"культурология": Норма
экономического поведения каждого индивида [...] состояла как раз во всемерном
"расточении" плодов труда: коллективизм первобытной экономики состоял
не в расстановке охотников при облаве, не в правилах раздела охотничьей добычи
и т.п., а в максимальном угощении и одарении каждым другого. [...] Дарение,
угощение, отдавание – основная форма движения продукта в архаических обществах. Напротив, развитие
человеческого общества состояло в создании все более усложняющейся системы
ограничений для этой "формы движения продукта", в
"отрицании" указанного исходного пункта: На заре
истории лишь препоны родового, племенного и этнокультурного характера
останавливали в локальных рамках "расточительство" и тем самым не
допускали разорения данной первобытной общины или группы людей. Это значит, что
раздробленность первобытного человечества на огромное число общностей или общин
(причем разного уровня и пересекающихся), стоящих друг к другу так или иначе в
оппозиции "мы – они", было объективной хозяйственной необходимостью. |
||