Древние Боги
|
||
Что касается существа
идеи, то весьма вероятно, что и Фохту оно могло быть навеяно "Системой
природы" Линнея: линнеевым "человеком троглодитовым". Однако шел
Фохт от имевшихся в его распоряжении эмпирических данных: от клинической и
патологоанатомической картины врожденной микроцефалии. Восстанавливая
эволюционную цепь между обезьяной и человеком, Фохт заявлял: "Но все-таки
пробел между человеком и обезьяной исчезнет тогда только, когда мы обратим
внимание на образование черепа несчастных так называемых микроцефалов, которые
родятся на свет идиотами... Мы можем пользоваться (этими. – Б.П.) уродливостями
для разъяснения того процесса, которым человеческий череп вырабатывается до
своего типа из типа обезьяньего черепа". Фохт обращает внимание как на
морфологию черепа и мозга микроцефалов-идиотов, имеющую обезьяньи признаки, так
и на их неспособность к артикулированной речи. Сами по себе, разъясняет он,
микроцефалы не воспроизводят вымерший вид. Но "такие уроды, представляя
собой смесь признаков обезьяны с признаками человека, указывают нам своей
ненормальностью на ту промежуточную форму, которая в прежнее время была, быть
может, нормальною... Таким образом, создание, являющееся ненормальным в среде
нынешнего творения, занимает собою тот промежуток, для которого в настоящее
время не существует уже никакой нормальной формы, но действительное выполнение
которого мы все-таки можем ожидать от будущих открытий. Мы охотно соглашаемся,
что до сих пор подобных переходных форм еще не найдено. Но отнюдь не можем
согласиться с теми, которые утверждают будто бы на этом основании, их нельзя
найти и в будущем". Таким образом, микроцефалия
была лишь толчком для конструирования гипотетической формы, восполняющей
гигантский пробел между обезьяной и человеком. Так подошел Фохт к изобретению
понятия "обезьяночеловек" (или "человекообезьяна"). Как видим, Фохт нашел
это понятие, идя обратным путем, чем Геккель. Геккель генеалогически поднимался
к человеку от далеких предков, а Фохт, наоборот, спускался от человека в его
филогенетическое прошлое: Фохт нашел такую форму атавизма, которая позволяла,
по его мнению, наблюдать некоторые самые существенные не только телесные, но и
психические признаки предковой формы человека. Фохт в книге
"Микроцефалы" описал и подверг анализу доступные в его время
клинические данные о некотором числе случаев микроцефалии. Свое обобщение о
нашем реконструированном таким путем предке Фохт выразил формулой: "Телом
– человек, умом – обезьяна". В XX в., сто лет спустя, мы, пожалуй, сказали
бы это другими словами: морфологически -человек, по физиологии же высшей
нервной деятельности – на уровне первой сигнальной системы. Получается то же
самое, что вложено и Геккелем в слова "обезьяночеловек неговорящий". Отметим попутно, что,
кажется, первый автор, вернувшийся к продолжению филогенетических исследований
Фохта о микроцефалии как атавизме, – это советский врач М. Домба. Он
опубликовал превосходный, к сожалению незамеченный антропологами, труд
"Учение о микроцефалии в филогенетическом аспекте". Автор проверил и
подтвердил выводы Фохта, но при этом мог опираться на значительные данные
современной науки об антропогенезе, которыми Фохт, разумеется, не располагал. |
||