Древние Боги
|
||
И Геккель, и Фохт в
сущности сделали решающий шаг в пользу второго. Этим шагом является признание
отсутствия речи (Геккель), отсутствия тем самым человеческого разума (Фохт).
При глубоком морфологическом отличии двуногого питекантропа от обезьян,
характеризуемых со времен Линнея прежде всего четверорукостью, такое отсечение
и от человека, как отказ ему даже в "лепете" и даже в признаках
человеческого разума, означал на деле, конечно же, признание питекантропа
самостоятельной классификационной единицей – ни обезьяной, ни человеком. Вероятно, Геккель и Фохт
не замечали в этом отличии человека – в речи и разуме – перелома всей
предшествовавшей эволюции. Ведь оба они доводили свой материализм до
растворения психики в физиологии (тогда как благодаря речи психика человека
есть поистине антипод физиологии животных). По со стороны-то можно было видеть,
что такой питекантроп хоть и связывает, однако и разительно противопоставляет
неговорящего животного и говорящего человека. Иными словами, подчеркивает
загадку человека, возвращая эволюционную теорию к Декартовой проблеме
-несводимости человека к естественной истории. Это не могло ускользнуть
от Дарвина. Прежде всего потому, что второй создатель теории естественного
отбора, А. Уоллес, отказался распространить ее на происхождение человека. Как
бы прямо в ответ на известные нам научные события Не зная, как объяснить
этот переход, Уоллес должен был допустить направлявшее заранее человека к
высшей цели "некое интеллигентное высшее существо". А отсюда
неумолимо потребовалось распространить действие этого существа и на весь мир.
Иначе говоря, Уоллес полностью пришел к Декарту. |
||