Древние Боги
|
||
Уже конец XVIII в. в
связи с прогрессом геологии ознаменовался идеей, что находимые там и тут,
особенно на отмелях и обрывах рек, а также в пещерах, искусственно обработанные
камни свидетельствуют о геологически древнем обитании на Земле человека – до
"всемирного потопа", неизмеримо раньше, чем предусмотрено библией. В В XIX в. первенство
надолго перешло во Францию, не столько потому, что ее земля хранила обильные
местонахождения древнекаменных орудий, сколько потому, что ее умы традицией
века просветителей и великой революции были хорошо подготовлены к опровержению
религии. К 50-м годам относится
героическое коллекционирование Буше де Пертом находок, собираемых в речных
наносах. Затем труды Дарвина и Ляйеля содействовали превращению собирательства
в науку, твердо опирающуюся на четвертичную геологию. В Все это блестящее начало
новой отрасли знания, так прочно обоснованной и прикрытой успехами
геологической науки, опиралось на суждение, казавшееся очевидным: раз эти камни
оббиты и отесаны искусственно, значит, они свидетельствуют именно о человеке.
Полтора столетия никому не приходило в голову усомниться в этом умозаключении. Итак, через Ляйеля
Дарвин знал, что доказано существование человека на протяжении всего
четвертичного периода, а может быть (по убеждению Мортилье), и в конце
третичного периода – в плиоцене. Раз так, где же тут было уместиться
обезьяночеловеку – целой эпохе морфологической эволюции, предшествовавшей
человеку? На присланную ему
Геккелем в Хотя в этом интимном
вердикте Дарвина, Гексли и Ляйеля вопрос формулирован в общей форме и поэтому у
нас нет права настаивать, что имелся в виду специально обезьяночеловек и его
геологическая локализация, представляется вероятным, что упрек в чрезмерной
смелости подразумевает особенно эту гипотезу Геккеля. |
||