Древние Боги
|
||
В 80-х годах положение
делалось для обезьяночеловека все хуже. На одной чаше весов – укреплявшийся
авторитет Дарвина, а на противоположной – скудность костных остатков, которые
все еще были фрагментарными, полунемыми. Мысль об обезьяночеловеке замирала. В И вдруг в Здесь надо сказать об
одной ошибке Геккеля, имевшей самые счастливые последствия. Антропоморфные
обезьяны были тогда еще недостаточно изучены. В отличие от Гексли, сблизившего
человека более всего с гориллой, Геккель более всего сблизил его с гиббоном.
Оба были неправы, так как общих признаков у человека больше всего с шимпанзе,
однако отклонение от истины у Геккеля значительнее. Обезьяна, подобная гиббону,
не занимает места в генеалогической линии человека. Но так как Геккель
предположил, что обезьяночеловек произошел из какой-либо древней формы гиббона,
голландец врач Е. Дюбуа, поначалу вовсе не профессионал-антрополог, отправился
в В этом случае трудно
было бы говорить об имманентном движении науки. Спонтанно дело шло в другую
сторону, к элиминированию идеи обезьяночеловека. Но кости яванского
питекантропа наглядно демонстрировали правоту именно Геккеля – Фохта. И вот началось
перемалывание этого свидетельства из глубин пятисоттысячелетнего прошлого на
жерновах науки. Сейчас с почти полной уверенностью можно сказать, что кости принадлежат
женской особи, а открытый много позже так называемый питекантроп IV –
значительно более массивный – представляет собой мужскую особь. Объем мозга у
того и у другого около 900 куб. см, что значительно ниже и неандертальской и
человеческой нормы, хотя, правда, самый нижний предел среди нормальных людей –
800 куб. см.
Положение тела, безусловно, вертикальное, но, может быть, колени немного
согнуты. Зато в черепе удивительно ясно, значительно больше, чем у
неандертальца, выражены питекоидные (обезьяньи) черты строения. Следовательно,
и в архитектуре мозга. На нескольких зоологических конгрессах кости
питекантропа Дюбуа порознь ставились на своеобразное голосование: столько-то
голосов за отнесение данной кости (или ее части) к человеку, столько-то – к обезьяне,
столько-то – к промежуточному существу. Итоги складывались разно, но по
совокупности пришлось отдать первенство "промежуточному существу",
ибо данные за человека и обезьяну явно аннигилировались. Дюбуа в |
||