Древние Боги
|
||
Весьма перспективным является
исследование патологии мимики и пантомимики. Применены разнообразные
экспериментальные методики, позволяющие проникнуть довольно глубоко в
анатомо-физиологический субстрат соответствующих нарушений, а следовательно, и
в те нервные системы, которые управляют данной сферой знаковой коммуникации. 4. К периферии
системы человеческих знаков относится одна очень важная категория вторичных,
производных знаков: искусственные подобия обозначаемых предметов, иначе говоря,
изображения. Звуковые изображения, как уже сказано, не играют большой роли, но
зрительные чрезвычайно важны. Если первичные знаки ни в коем случае не имеют
сходства с объектом обозначения, то вторичным, переводным это уже дозволено;
мало того, такова сильная тенденция, которую можно назвать отрицанием
отрицания; но они ни в коем случае не должны быть полным тождеством предмета
(допустим, неодушевленного), а должны представлять собой большую или меньшую
степень репродукции из заведомо иного материала. Они отвечают формуле "то
же, да не то же". В переводе на изображение знак как бы возвращается к
связи с денотатом; изображение, как и указательный жест, выражает
неприкосновенность самого денотата. Изображение связывает знак и с таким
денотатом, с которым не может связать указательный жест, – с отсутствующим или
воображаемым, с бывшим или будущим. Семиотики либо различают два вида знаков –
неиконические и иконические (изобразительные), либо сохраняют понятие
"знак" только для неиконической репрезентации предмета, вследствие
чего изображение уже не может рассматриваться ни как разновидность, ни как
дериват знака. Но такое строго дихотомическое деление затруднено тем, что
присутствие изобразительного начала в знаке может иметь самую разную степень:
изобразительность может быть вполне отчетлива и натуралистична, может быть
затушевана, наконец, еле выражена. Представляется вероятным, что эта редукция
изобразительности отражает возвратное превращение последней в первичные знаки,
т.е. уже "отрицание отрицания отрицания", что наблюдается, например,
в истории некоторых видов письма. Е.Я.Басин убедительно
возражает семиотикам, делящим иконические знаки на материальные и идеальные
(духовные). Последние требуют другого термина и понятия, не изображение, а
образ. Психологическое понятие образа снова и снова поставит перед нами
дилемму: что первичнее – слово или образ? К ней мы вернемся позже. Пока речь
идет только о материальных изображениях. Ни одно животное никогда ничего не
изобразило. Имеется в виду, конечно, не простая непроизвольная имитация
действий – явление физиологическое, не относящееся к проблеме знаков (см. гл.
5), но создание каких-либо хоть самых примитивных подобий реальных предметов,
не обладающих иной функцией, как быть подобием. Зоопсихологи не наблюдали
чего-либо вроде элементарных кукол или палеолитических изображений животных или
людей (объемных или на плоскости). Они не видели также, чтобы обезьяна
движением рук показала контур какого-либо предмета, его ширину или высоту. |
||