Древние Боги
|
||
Оставалось дойти до
вопроса: может быть, не слово продукт мысли, а наоборот? В наши дни об этом
спорит весь мир лингвистов-теоретиков, логиков и психологов. Сегодня мы знаем,
что в мозге человека нет центра или зоны мысли, а вот центры или зоны речи
действительно есть – в левом полушарии, в верхней и нижней лобной доле, в
височной, на стыках последней с теменной и затылочной. По мнению некоторых
неврологов, они в сущности являются такими же крошечными, с орешек, какой
рисовалась Декарту гипотетическая "железа", где он локализовал
разумную душу, хотя расположены не внутри головного мозга, а в коре. Но они,
как и рисовалось Декарту, будучи связаны прямо или косвенно со всеми центрами
коры и с многими нижележащими отделами мозга, могут оказывать решающее
воздействие на их деятельность. Как видим, "железа" Декарта по
крайней мере не более фантастична, чем его другие анатомо-физиологические
превентивные реконструкции. Это так, если только "душа " восходит к
речи. Провидчески звучат слова Декарта: "...в этом (в пользовании знаками.
– Б.П.)
истинное различие человека от животного". Но Декарт сам не мог еще понять
и развить свое провидение. От него в наследство науке остался именно абсолютный
разрыв двух субстанций. Последний составлял главную загадку, которую штурмовала
как материалистическая, так и идеалистическая философия до марксизма. Декарт
оставил векам свою и не доказуемую окончательно, но и не опровержимую теорему.
Ныне мы знаем, что задача решается с помощью идеи о разных формах движения
материи. Но знаем ли мы точно стык, эволюционное соприкосновение, превращение
между телесно-физиологическим и социальным (в том числе сознанием) в человеке?
Материалистическое снятие теоремы Декарта в этом смысле все еще остается на
повестке дня. С восемнадцатого века по
наши дни были приложены огромные усилия в этом направлении. Сначала Мелье,
затем Ламеттри, а за ними и другие материалисты XVIII в. попытались преодолеть
философский дуализм Декарта. Во многих аспектах они достигли
материалистического монизма (который ранее, в XVII в., был намечен французом
Гассенди, голландцами Регием и Спинозой, англичанами Гоббсом и Локком), но в
проблеме человека это была мнимая победа. Ламеттри смело возразил Декарту
книгой "Человек-машина": души нет не только у воображаемого
человека-автомата или, допустим, у действительно наблюдавшегося врачом Тульпом
человека-сатира, но и у подлинного человека, ибо все его действия можно
объяснить материальной причинностью. Ламеттри был врач, он жил на сто лет позже
Декарта, – легко понять, насколько глубже и вернее он мог проникнуть в
функционирование этой "машины". И все-таки его успех был куплен ценой
отступления в главном: он приписал животным все те свойства, которые Декарт
резервировал за разумной душой человека, а именно чувства, мысль, речь. Это был
гигантский шаг назад в естествознании во имя продвижения вперед
общефилософской, прежде всего атеистической мысли. Материалистам XVIII в.
казалось, что они отстаивают от картезианства истины очевиднейшие для
незатуманенного догматами рассудка: только мракобесы могут утверждать, что
животное не испытывает удовольствия, что оно не принимает решений, что оно не
обменивается с себе подобными чем-то вроде слов, – восклицали с возмущением, с
гневом буквально все французские материалисты. Это стало одним из их самых
отличительных тезисов, подобно тому как обратный характеризовал картезианцев. |
||