Древние Боги
|
||
В нервом разделе этой
главы, носящем название "О речевых знаках", была сделана попытка
углубить "Декартову пропасть". Теперь надо ее перекрыть. Дальнейшая
задача предлагаемой книги распадается на две разнородные половины. С одной
стороны, идя от сложной совокупности психических свойств человека, показать,
что ее корешком, ее общим детерминирующим началом служит речь. Это та вершина
конуса, которой психология обращена к физиологии. Эта половина задачи
сравнительно легка, поскольку состоит в резюмировании определенных передовых
тенденций в современной психологической науке. Иными словами, здесь будут
подытожены некоторые мнения и выводы других советских ученых. Вторая половина
неизмеримо труднее: найти в физиологии высшей нервной деятельности ту вершину
конуса, которая обращена ко второй сигнальной системе. Как сказано, физиологи
не ответили пока на главный вопрос, и автору понадобилось разработать некоторую
новую линию физиологической теории. Читатель найдет ее в главе, носящей
название "Тормозная доминанта". А дальше мы посмотрим, сколь близко
сходятся эти две обращенные друг к другу вершины. III. Речь как центральное звено психики
человека
Развитие советской и
мировой психологии неуклонно вело к пересмотру всех прежних представлений о
роли речи в психических отправлениях людей. Правда, профессор Н. И.
Жинкин говорил еще на XVIII Международном конгрессе научной психологии:
психология до сих пор изучала неговорящего человека, а языкознание в свою
очередь изучало язык без говорящих людей. Это был точно прицеленный упрек. Но
сам факт, что такой упрек мог быть сформулирован в Переворот, совершенный
Выготским, можно описать так. До него только низшие психические функции
человека -ассоциации, ощущения, механизмы эмоций, непроизвольное запоминание и
т.п. – подвергались попыткам научного, т.е. экспериментального и отчасти
нейрофизиологического объяснения. А высшие процессы – сознательные, волевые,
включая, например, активное внимание, произвольное запоминание, понятийное
мышление, произвольную деятельность – как бы не существовали для научного
детерминизма и составляли предмет некоей второй психологии, описательной,
"духовной". Выготский начал вторжение в эту запретную для подлинной
науки зону высших психических процессов. Свое направление он склонен был
назвать "инструментальной" психологией, так как в центр поставил
изучение специфически человеческого свойства использования знаков (и орудий),
но его можно было бы назвать и "социальной психологией" в самом
широком смысле или "историко-культурной психологией", ибо Выготский
исходил из невозможности объяснить высшие психические действия в рамках
функционирования индивидуального мозга, напротив, как бы взломал его рубежи,
вынес проблему в сферу межиндивидуальную или, точнее, в то из нее, что
внедряется в самого индивида, проникает "извне – внутрь". А это и
есть прежде всего речь, речевые знаки. |
||