Древние Боги
|
||
Ни в коем случае нельзя
упрощать, схематизировать конечную обусловленность высших психических функций
человека существованием речи. Мышление, сознание, воля, личность – это не
другие наименования речевой функции, но это ее сложные производные. Без речи
нет и не могло бы быть мышления, сознания, воли, личности. Выготский и его
последователи употребляют выражения "речевое мышление", "речь –
мышление". Долгое время в языкознании и логике являлось предметом спора:
предшествует ли мысль языку или они всегда составляли и составляют единство,
т.е. не существуют друг без друга. Тут имелось в виду преимущественно сходство
и различие предложения и суждения, законов грамматики и законов логики, слов и
понятий. Здесь обнаружена сложная взаимозависимость и кое в чем
противоположность, однако в результате дискуссий все более общепризнано и
очевидно, что мышление без языка и до языка невозможно. В психологическом же
плане научное решение оказалось неожиданным для обыденных самонаблюдений и
ходячих мнений, как и для упомянутых ученых споров: возможна и существовала
речь, вернее, предречь до мышления – "пресемантическая" (досмысловая)
стадия формирования речевой деятельности. Формула "речь – орудие
мысли" годится лишь для микропроцессов, когда мы подыскиваем слова для
выражения своей мысли. Но возможность мыслить восходит в сферу отношений
индивида не только с объектами, но с другими индивидами; акт мысли есть акт или
возражения или согласия, как и речь есть акт или побуждения или возражения. Первостепенное научное
значение имеют экспериментальные исследования с помощью тонкой электрической
аппаратуры процессов "внутренней речи": при решении задач в уме,
припоминании стихов, при мысленной реакции на заданный вопрос, на слово.
Глубочайшая генетическая связь мышления с речевой деятельностью выявляется и
такими экспериментально установленными фактами, как соучастие в актах мышления
дыхательной активности (компонента речевой деятельности), как затрудненность
или невозможность акта мышления при зажатом (ущемленном) языке. На симпозиуме по
проблеме сознания, происходившем в Москве в Взять к примеру
человеческую память – феномен избирательного запоминания, забывания и
воспоминания. Правда, сейчас в научной литературе о памяти накопилось огромное
недоразумение. Выдающиеся исследования П. II. Блонского и других блестяще
доказали, что явление памяти присуще только и исключительно человеку, так как
связано с самыми высшими психическими функциями, в том числе коренным образом с
речью. А в то же время встречное движение научной мысли, с одной стороны,
доказывает, что явление памяти базируется на нейронном уровне, в частности
связано со специальными – звездчатыми – нейронами в мозге высших животных, а то
сдвигает его и на молекулярный уровень, т.е. распространяет на все живое, с
другой стороны, распространяет в технике на всю сферу конструирования
управляющих и счетно-решающих машин, употребляя выражения
"запоминание", "запоминающее устройство". Здесь налицо не
только справедливо отмеченное А. Н. Леонтьевым смешение разных уровней. Ничто
не принуждает применять термин "память" к внечеловеческим уровням,
т.е. за пределы его прямого смысла. Можно было бы легко подыскать для других
уровней – нейронного, биомолекулярного, технико-кибернетического – другие
термины. Но это словоупотребление выражает вполне сознательный и настойчивый
антропоморфизм современной агенетической мысли. В этом нашли выражение
временные затруднения прогресса познания человека и порожденная ими склонность
к капитуляции – к возвещению, что никакой человеческой загадки на поверку вовсе
и не оказалось, так как де все одинаково на всех уровнях. На деле же,
несомненно, человеческое забывание (торможение) и воспоминание лишь опираются
на следовые явления в нейрофизиологическом смысле, но представляют собой совсем
другой механизм: ни клетки, ни молекулы не могут помнить, забыть и снова
вспомнить. Тем более кибернетическое "запоминающее устройство" не
имеет ни малейшего отношения к памяти. Если же отбросить все эти аналогии, явление
памяти предстает перед нами таким, каким описали его П. П. Блонский и другие
психологи: не только так называемая вербальная память связана с речью, но
всякая активная память, являющаяся продуктом активного внимания и самоприказа,
в конечном же счете и пассивная память, поскольку она связана с сознанием,
является плодом той речевой среды, которая детерминирует все вообще психические
функции мозга. |
||