Древние Боги
|
||
У животных этот механизм
служит в конечном счете для того, чтобы привязать какой-либо данный
раздражитель к тому или иному безусловному рефлексу, инстинкту или, напротив,
отдифференцировать его от этого рефлекса. Узнать сигнал, частично изменившийся,
но и не поддаться несущественному сходству, случайной смежности. У человека же
этот механизм физиологии высшей нервной деятельности подчинен иной регуляции. Огромную долю из числа
наиболее капитальных достижений в современной психологии, в частности
советской, составляют полученные доказательства активного характера отражения
внешнего мира человеческой нервной системой. Нет и не может быть у человека тех
пассивных ощущений и восприятии, какие рисовались некогда. Разными путями разные
направления и школы шли к этому общему пониманию материалистической теории
отражения. Назовем, например, школу грузинских психологов, продолжающих
исследования Д. Н. Узнадзе по явлению "установки". "В каждый
данный момент, – по словам Д. Н. Узнадзе, – в психику действующего в
определенных условиях субъекта проникает из окружающей среды и переживается с
достаточной ясностью лишь то, что имеет место в русле его актуальной
установки". Эта концепция нимало не расходится с материалистической теорией
познания: если пет соответствующей ситуации вовне субъекта, как и если нет в
нем самом более или менее соотносящейся с нею потребности, нет основания и для
появления установки. Точно так же вполне материалистично и учение В. Н.
Мясищева о "психологии отношений": всякий нервно-психический процесс
есть не только отражение явлений реального мира, но и отношение к ним, –
единство отражения и отношения. Даже ощущение, хотя оно и представляет собой
простейшую форму отражения, все же является у человека неким отношением к
отражаемой действительности. То или иное отношение человека к реальным
явлениям, с которыми он имеет дело в процессе познания, оказывает
существеннейшее влияние на характер и успешность отражения им внешнего мира. Триумфальное шествие идеи
активного характера всякого человеческого ощущения и восприятия объективной
действительности хорошо описано в следующих словах А. Н. Леонтьева:
"Чувственный образ (равно как и мыслительный) есть субъективный продукт
деятельности человека по отношению к отражаемой им действительности. Для
современной психологии это положение в его общем виде является почти банальным:
чтобы в сознании возник образ, недостаточно одностороннего воздействия вещи на
органы чувств человека, необходимо еще, чтобы существовал "встречный"
и притом активный со стороны субъекта процесс. Попросту говоря, для того, чтобы
видеть, нужно смотреть, чтобы слышать, нужно слушать, чтобы возник осязательный
образ предмета, нужно осязать его, т.е. всегда так или иначе действовать.
Поэтому психологическое изучение восприятия направилось на изучение активных
процессов перцепции (перцептивных действий, перцептивных операций), их генезиса
и структуры... Воспринимают не органы чувств человека, а человек при помощи
своих органов чувств... Нет, конечно, необходимости оговаривать тот факт, что
перцептивная деятельность включена в жизненные, практические связи человека с
миром, с вещественными объектами, а поэтому необходимо подчиняется – прямо или
опосредствованно – свойствам самих объектов... Как и деятельность осязающей
руки, всякая перцептивная деятельность находит объект там, где он реально
существует, – во внешнем мире, в объективном пространстве и времени". |
||