Древние Боги
|
||
IV. Речь и деятельность
От психологического
"входа", т.е. рецепции и перцепции, как и высших психических функций,
перейдем к "выходу" – действию, деятельности. И в этой сфере
психологические исследования, в частности в советской школе, далеко продвинули
экспериментальное обоснование тезиса, что активные произвольные действия
человека отличаются от двигательных рефлексов животного второсигнальным
регулированием. Чтобы не ходить за
новыми примерами, возьмем другие главы цитированной книги Н. И. Чуприковой.
Были проведены серии экспериментов по воздействию словесных инструкций на
протекание произвольных двигательных реакций человека. Анализ полученных данных
привел исследовательницу к заключению, что благодаря второсигнальным
управляющим импульсам в непосредственных корковых проекциях двигательных
органов вперед заготавливаются сдвиги возбудимости, предшествующие действию
непосредственных пусковых сигналов. Эти "заранее заготовленные
сдвиги" возбудимости создаются в соответствии с требованиями словесных
инструкций (или в соответствии с аутоинструкциями) и создают систему, в которой
одни эфферентные пути находятся уже до поступления в мозг положительного
раздражения в состоянии повышенной возбудимости, другие же, напротив, не
пропускают тормозных сигналов, которые могли бы противодействовать данному
двигательному акту. Эти подготовительные сдвиги возбудимости должны
рассматриваться как тот реальный физиологический механизм, посредством которого
словесные отделы коры управляют течением возбуждений по сенсомоторным нервным
путям и могут увеличивать скорость и точность произвольных двигательных
реакций. Однако от частных
экспериментальных методик и результатов перешагнем здесь сразу к общей
теоретической постановке вопроса об отличии психических механизмов деятельности
человека от механизмов действий животного. Ведь многим авторам, как мы уже
отмечали, кажется подлинно материалистической только такая психология или
антропология, которая начинает с девиза "в начале было дело". Однако
эта формула зачастую берет за исходный пункт деятельность отдельного,
изолированного первобытного человека. Отсюда анализу никогда не перейти к
специфике человеческого "дела" – его социальной детерминированности,
не совершая сальто-мортале, не допуская втихомолку, что это было уже
одухотворенное, небывалое в природе "дело". Нет, единственно
материалистическим и будет объяснение того, что же такое "слово",
т.е. специфическое общение людей, определяющее их "дела". Только на
этом пути возможен прогресс того направления в психологии, которое устремлено к
выяснению социальной детерминированности человеческой психики. В статье К. А. Абульхановой-Славской
находим зрелые, продуманные формулировки этой магистральной задачи марксистской
психологической науки. Да простит мне читатель несколько выписок из этой
статьи, так как я не сумел бы сказать лучше. Прежде всего – критика
мнений, ходячих в антропологии и в старомодной психологии. Сущность их в общих
чертах определяется тем, что индивиду "единолично" приписывается то,
что на самом деле возникает только во взаимодействии людей. "Известно, что
один из больших разделов психологии составляет сопоставительный анализ развития
психики животных и человека. Чрезвычайно существенные и необходимые в плане
этого анализа особенности рода "человек" проецируются на отдельно
взятого индивида, который, таким образом, в своей единичности выступает как
субъект целесообразной деятельности, творец, преобразователь природы и т.д.
Именно потому, что все эти определения приписываются индивиду как некоей
всеобщности, он оказывается единичным, изолированным существом, один на один
противостоящим миру, несмотря на все словесные утверждения его социальности...
Речь идет не о том, что психология должна сосредоточиться на исследовании
общественных связей между людьми, а о том, что общественную природу индивида
нельзя искать в нем самом, вне его связи с другими людьми..." |
||