Древние Боги
|
||
современному читателю с первого взгляда. Но некоторые воззрения - ив первую очередь столь разработанная теория Хейердала - заслуживают гораздо большего внимания и внушают доверие. Тем более что создатель и защитник этой теории своим мореплавательским искусством вызвал всеобщее восхищение. И все лее, как говорили древние римляне: "Платон мне друг, но истина дороже!" Между тем предмет спора, как всегда, остается. Поэтому, в заключение этой главы, взяв нейтральную ноту, обратимся к труду британского теоретика, исследовавшего историческое развитие цивилизаций А. Дж. Той-нби. Его работа "Постижение истории" (вариант на русском языке) весьма оригинальна и правдива. Полинезийцев (есть и другие примеры - эскимосы, кочевники) Тойнби относит к так называемым "задержанным цивилизациям", стимулом для развития и упадка которых был непосильный рывок к преодолению природных условий (океанических, ледовых, пустынных просторов) и изменение социального образа жизни среди цивилизованного, но завоеванного меньшинства. Так вот, Тойнби пишет: "Фактически задержанные цивилизации в отличие от примитивных обществ дают истинные примеры "народов, у которых нет истории". Неподвижность - их неизменное состояние, пока они живы. Оказались они в этом состоянии, желая продолжить движение, но вынуждены пребывать в своем незавидном положении из-за того, что всякая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конце концов они гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе. Это общее положение в сочетании с сильной напряженностью можно наблюдать на разных исторических примерах и в разных исторических условиях. Например, полинезийцы совершили свой рывок в попытке преодолеть трудности трансокеанского пути. Они искусно использовали в дальних морских путешествиях хрупкие открытые каноэ. Последовавшее наказание своим коварством и силой вполне соответствовало нраву Тихого океана. Его огромные пространства пересечь молено, но нельзя этого сделать без смертельного риска. Это постоянное невыносимое напряжение продолжается до тех пор, пока замечательно смелые и отчаянные мореплаватели не решат обменять власть над океаном на безопасную и беззаботную жизнь на необитаемом острове - а каждый из таких островов представляет собой рай земной. Жизнь замирает, но все-таки теплится, пока не появится в конце концов западный мореход и не начнет их уничтожать, как арктические охотники уничтожают моржей, а охотники прерий - бизонов". Примером здесь может послужить распад Османской империи, основанной на жизни сильных кочевых османов среди покоренного и ослабленного меньшинства оседлых, но более цивилизованных народов. ГЛАВА 23. ЗАГАДКИ ОСТРОВА ПАСХИ "Безмолвные стражи тайн. Загадки острова Пасхи" - так называется книга Р. П. Кренделева. Отрыв- ' ки из этой книги начинают открывать тайны о. Пасхи на этих страницах. Однако, обещаем, что конец этой главы будет неожиданным. |
||