Древние Боги
|
||
уничтожить большинство людей (вот откуда легенды о Всемирном потопе!), а у оставшихся вызвать еще одну "искусственную мутацию". Только с этого момента, считает Деникен, начался ощутимый прогресс человеческой культуры: появились письменность, математика, техника, искусство, мораль. Из суеверного преклонения перед своими творцами и наставниками люди стали почитать их за богов, сделали главными персонажами религий. Деникен также убежден, что все дальнейшее развитие человечества осуществлялось и будет осуществляться по "плану", заложенному в людях "богами-астронавтами". К примеру, авторы открытий, изобретений, новых идей только мнят себя творцами, в действительности же, сами того не ведая, извлекают из глубин своей генетической памяти информацию, унаследованную от "богов". Не случайно даже то, что догадка о пришельцах из космоса одновременно родилась в сознании многих людей: появление этой идеи наверняка было запрограммировано с момента сотворения человека. Пробелы в домыслах Деникена настолько очевидны, что даже говорить о них как о теории не имеет смысла. Подтвердилась старая истина: дилетант способен высказать свежие идеи, увидеть привычные вещи в новом свете, обратить внимание на факты, по каким-либо причинам недооцененные наукой, но квалифицированно исследовать их и создать на этой основе строго обоснованную гипотезу не в состоянии. Ни одна мифология, ни одна религия не обходятся без представлений о существах, более могущественных и мудрых, чем люди. Уже отсюда ясно, что бытование этих представлений вызывалось и поддерживалось для всех регионов и эпох. Не станем же мы предполагать появление космических визитеров перед каждым народим нашей планеты! Рассказы о существах нам известных, которые пришли откуда-то извне (либо родились здесь, на Земле), даровали людям необходимые знания и предметы обихода, а затем удалились (либо умерли). Этот тип "культурных героев" явцо возник под влиянием внутренних закономерностей человеческого общества. Логика вымысла тут абсолютно прозрачна: как любой юный член рода или племени получает понятия о мире и правилах жизни в нем из наставлений старших, так, очевидно, и у самых первых людей был свой Учитель. К примеру, согласно мифам аборигенов Австралии, культурные герои древности научили людей добывать трением огонь, пользоваться палкой- копалкой и каменным топором, готовить пищу, исполнять ритуальные танцы... Представить себе, что такие уроки давали инопланетяне, прямо скажем, трудновато. В мифологиях более развитых обществ у героев- цивилизаторов культурный уровень соответственно повыше - они, например, обучают людей хлебопашеству, кузнечному делу, торговле, дают им письменность и календарь, - но речь всегда идет о достижениях нормальных для данной ступени развития человечества, не несущих на себе печати "космического" происхождения. Между прочим, руководствуясь примерно такими соображениями, Карл Саган в конце концов отказался от мысли увидеть в легендарных основателях шумерской цивилизации |
||