Древние Боги
|
||
Сперва таким способом стали изготовлять отдельные головы и бюсты умерших, которые вначале применялись наряду со статуями. Портретные головы умерших (Рис. 15) были найдены в ряде гизехских мастаба IV династии, где они помещались в подземной части гробницы перед входом в камеру с саркофагом. Ритуальные особенности, связанные с ними, еще не выяснены. Очевидно, вплоть до IV династии в египетской религии происходил отбор и закрепление возникших в разные времена и в различных условиях представлении о загробном существовании душ, равно как отбор соответствующих обрядов, а следовательно, и типов заупокойных статуй. Каждая из голов, найденных в гизехских мастаба, отличается индивидуальностью и носит следы продуманного отбора черт. Эти памятники помогают нам проследить пути создания такого произведения, как статуя зодчего Хемиуна. При сравнении Хемиуна с гизехскими головами и Анххафом становится ясно, что Хемиун - закономерный этап длительных творческих поисков, памятник, в котором был воплощен в посильной для искусства Древнего царства мере реалистический образ египетского вельможи. Социальная определенность образа, столь удачно выраженная в статуе Хемиуна, является вообще одним из важнейших элементов стиля скульптур Древнего царства, ибо последние должны были воспроизводить не просто образы умерших предков, но образы людей, принадлежавших к той верхушке общества, которая держала в своих руках все управление государством. Рис. 16 Статуя фараона Хафра. Высокое социальное положение изображаемого лица еще больше подчеркнуто в царских статуях, где основной задачей было создание образа фараона как неограниченного владыки и сына бога. Цари Египта изображались с сверхчеловеческими мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими основные портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь изображался вместе с богами, как равный им, или священный сокол охранял его своими крыльями, сидя на спинке его трона (Рис. 16). Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса - фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс (Рис. 17), находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были .добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей - священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта. |
||