Древние Боги
|
||
Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои. Были годы, когда власти земного бога - фараона - не существовало. Многие издревле сложившиеся представления подвергались переоценке. Литературные произведения сохранили нам даже отражение скептического отношения к вере в загробную жизнь. Так, в знаменитой "Песне арфиста" говорится: "...Покоятся боги, бывшие прежде, в своих пирамидах, Погребены мумии и духи в своих гробницах... Слыхал я слова Имхотепа и Хардедефа, Изречения которых у всех на устах, А что до мест их - стены их разрушены, И мест этих нет как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы поведать нам о их пребывании, Чтобы укрепить наше сердце, Пока вы не отправитесь в то место, куда они ушли. Заставь же свое сердце забыть об этом! Следуй сердцу своему, пока ты жив! Возложи мирру на твою голову, Оденься в тонкие ткани, Умащайся прекрасными, истинными мазями богов, Умножай еще более свои наслаждения, Не давай своему сердцу огорчаться, Следуй желанию его и благу твоему, Совершая свои дела на земле согласно велению твоего сердца, И не печалься, пока не наступит день плача по тебе! Не слушает ведь жалоб тот, чье сердце не бьется, И плач не вернет никого из могилы. Итак, празднуй радостный день и не печалься, Ибо никто не уносит добра своего с собой, И никто из тех, кто ушел туда, Еще не вернулся обратно!". Подобные явления имели существенное значение для формирования идеологии египетского общества и, в частности, способствовали известному росту индивидуалистических стремлений. Новое объединение Египта не могло полностью восстановить прошлого, общественные условия в стране значительно изменились, возросла самостоятельность местных центров, увеличилось значение средних слоев населения, начала развиваться городская жизнь. Поиски более конкретных знаний в период Среднего царства привели к ряду достижений египетской науки (в частности, к открытиям математики и медицины), к явному росту реалистических тенденции в литературе ("Повесть о Минухете" и др.) и искусстве. Раньше и ярче всего эти тенденции проявились в искусстве местных центров Среднего Египта. Здесь находятся замечательные памятники 20-19 веков до н.э. - скальные гробницы номархов. Высоко над Нилом, около современного поселения Бени-Гасан видны портики, украшающие входы в гробницы древних правителей нома "Белой Антилопы". Особенно хороши они при закате, когда сверкающий диск солнца, опускаясь на западе за Ливийские горы, заливает ярким розовым светом скалы восточного берега и колонны гробниц Бени-Гасана особенно четко выделяются на лилово-синем, почти черном фоне темнеющих стен. Бени-Гасан привлекает внимание строгостью своих форм и красотой расположения. "Этот архитрав прекрасен своею простотою, - писал А. С. Норок, - его поддерживают две небольшие колонны, иссеченные в скале, и к удивлению путешественника, видимые им колонны принадлежат ордеру, который называется обыкновенно дорическим". И действительно, здесь уже в 20 веке до н. э. египетские зодчие создали тот тип колонны, который вошел в историю архитектуры под греческим названием. Внутри стены гробниц и в Бени-Гасане и в соседних областях (современные Эль-Берше, Меир и др.) покрыты интереснейшими росписями и рельефами. Люди, погребенные здесь четыре тысячи лет тому назад, устраивали эти гробницы не только с целью обеспечивать своей душе загробное существование: они хотели оставить в потомстве память о себе как о заботливых, опытных хозяевах и храбрых воинах. Отсюда - те картины подлинной жизни египетской провинции 20 века до н.э., которые развертываются на стенах гробниц номархов Среднего Египта (илл. 22, 23). Мы видим работы земледельцев и ремесленников, сцены, рисующие управление областью, развлечения знати - охоту, спорт, игры. |
||