Древние Боги

 

 
Главная Главная


Рис. 23
Кормление антилопы.
Роспись гробницы
Хнумхотепа II в
Бени-Гасане.
Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Отражая реальные события жизни, автобиографии воспроизводили общую обстановку и передавали конкретные эпизоды, казавшиеся важными владельцу данной гробницы. Несмотря на определенную идеализацию вельможи, реалистическая направленность содержания автобиографии номархов еще в 21 веке стала наиболее важным их элементом, который усиливался в условиях общей исторической обстановки жизни средних номов. Автобиографии сыграли определенную роль в развитии реалистических стремлений и в литературе и в искусстве Среднего царства. Именно на их основе развивалась реалистическая повесть ("Синтухет"), и художники, изображая те же события на стенах гробниц, стремились воспроизводить их со всей доступной им конкретностью.
Сравнение одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает их различия.
Характерна в этом отношении сцена охоты в пустыне на рельефе в гробнице номарха 14 нома Сенби. Хотя построение сцены в общем остается прежним (слева - охотник, справа - загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби - одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит около загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охотятся его сыновья.
Новую трактовку прежних сюжетов мы часто находим и во многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее .связан каноном. Встречаются и новые сюжеты, таково известное изображение прихода кочевников.


Рис. 24
Дикая кошка.
Роспись гробницы
Хнумхотепа II в
Бени-Гасане.
Особенно больших успехов достигали художники областей Среднего Египта при изображении животных, где они также были меньше стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками. И птицы и животные изображены в различных живых позах (Рис. 24-25); новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и др.), но даются переходы от одного цвета к другому.


Рис. 25
Удод.
Роспись гробницы
Хнумхотепа II в
Бени-Гасане.
Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли - в желтовато-белую шею. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акации выделяется яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц - оранжевого с черно-белыми крыльями удода (Рис. 25), белогрудого сорокопуто-жулана с голубой головкой и коричневыми крыльями и других. Интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного.
Египетские художники прекрасно знали и любили природу родных им нильских зарослей; не удивительно, что изображения этих зарослей так полно отражают кипевшую в них жизнь - различных птиц, их гнезда с птенцами, рыб в нильских волнах, мелких хищников, охотящихся среди папирусов. Эти росписи напоминают полные таких же внимательных наблюдений над природой строки гимна Нилу, сложенного в это же время. Великий поток - кормилец Египта прославляется как источник жизни для всей страны: от его высокого или, наоборот, низкого разлива зависит голод или изобилие для ее обитателей:
"Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Приходящий, чтобы оживить Египет!..
Владыка рыб, вожатый пернатых,
Творящий ячмень, создавший эммер!..
Если он медлит - замыкается дыхание,
И все люди бледнеют...
Если же он выходит, - земля в ликовании,
И все живое в радости!..
Наполняющий амбары, расширяющий закрома,
Заботящийся об имуществе бедняков!"
Созданные в городах Среднего Египта скульптуры также отличались новыми чертами, причем и здесь определяющим моментом явилось преодоление традиционной каноничности, борьба за создание близких к действительности образов. К сожалению, до нас не дошли монументальные скульптуры, о существовании которых сообщают рельефы из гробниц номархов. На стене гробницы правителя "Заячьего нома" Тхутихотепа есть сцена доставки колоссальной статуи этого номарха, достигавшей 6,5 м в высоту. Перевозка такой статуи, высеченной из редкой по размерам глыбы алебастра, представляла огромные трудности. Надпись около изображения рассказывает о тяжести передвижения статуи "для сердец людей", так как дорога сама была из "твердого камня". При приближении к городу все население выбежало встречать статую, даже "старик опирался там на ребенка". На рельефе статую тянут четыре отряда людей, причем два средних составляют воины и жрецы, два крайних - жители западной и восточной частей нома. Позади статуи создавший ее скульптор Сеп, сын Нахтанха.


Главная Главная