Древние Боги
|
||
Рис. 62 Колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле. Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю стену огромного пилона, перед которым возвышаются статуи Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие 20 м в высоту, эти исполины издалека видны всем плывущим по Нилу. Поразительно сохранение портретных черт в колоссах такого масштаба (Рис. 62). В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности: храм, расположенный высоко на западном берегу Нила, освещается первыми лучами солнца, от которых гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня-черных теней. Колоссы производили незабываемое впечатление все-подавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение его имени, в первом помещении святилища потолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя, стены залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте имеется и статуя самого Рамсеса. Внутри стены храма покрыты великолепными рельефами, также прославляющими Рамсеса II: перед нами проходят сцены его военных побед, битвы, выразительные фигуры пленных иноземцев (Рис. 63). Рис. 63 Пленные иноземцы. Рельеф храма в Абу-Симбеле. Скульптуры и рельефы Абу-Симбела - работа фиванских мастеров. Это видно и по подписям некоторых из них под рельефами и по стилистической близости Абу-Симбела с фиванскими памятниками. Фиванские мастера вообще широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для работ по всей стране. Фиванский зодчий Май строил храм в Гелиополе, другой фиванец Аменеминт - храм Птаха в Мемфисе. Таким образом, роль Фив в сложении искусства второй половины Нового царства в целом была весьма существенна. Но и деятельность северных художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, увеличилась по сравнению с периодом XVIII династии. Этот факт стоит в тесной связи с тем особым положением, в которое Рамсес II поставил Танис, превратив его в свою фактическую столицу. Новая роль города требовала и соответствующего оформления, и в "Доме Рамсеса", как переименовал его фараон, начинается бурная строительная деятельность. Для перестройки старых храмов Таниса и сооружения новых требовалось огромное количество каменных плит, колонн, статуй, обелисков, и при этом так срочно, что изготовить все это заново было невозможно. По приказу царя наряду с расширением работ в каменоломнях были использованы и части древних зданий, снесенных в ряде городов и некрополей Северного Египта. В итоге облик "Дома Рамсеса" вскоре настолько изменился, что о его красоте и богатстве стали слагать стихи: „Это прекрасная область, нет похожей на нее, и, подобно Фивам, сам Ра основал ее". Танисские храмы в основном принадлежали к обычному типу храма Нового царства, главной чертой их стиля было то же стремление к гигантским масштабам и пышной монументальности. Зато скульптуры "Дома Рамсеса" резко отличаются от известных фиванских памятников. Для них характерны тяжелые пропорции массивных, безжизненных тел с толстыми руками и ногами, огромными плоскими кистями и ступнями; мускулы отмечаются совершенно условно. Лица статуй, широкие и плоские, не проработаны и также безжизненны, глаза лежат на плоскости лица. Грубости работы соответствует общее неумение создать гармоничный памятник. Огромные солнечные диски на головах статуй давят их своей тяжестью, построение групп крайне архаично. |
||