Древние Боги

 

 
Главная Главная


Рис. 71
Статуэтка
бога
Осириса.


Рис. 72
Статуэтка
быка
Аписа.
К сожалению, отсутствие достаточного количества документированных памятников не позволяет восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообразии. Тем не менее мы можем выделить группу произведений официального искусства - статуи царей и ряд статуй знати и жречества, идеализирующие и холодные, с условной улыбкой на невыразительных лицах и стандартной трактовкой тел. К этой группе памятников примыкают и многочисленные бронзовые статуэтки божеств (Рис. 71-73) таким же, как и у каменных скульптур, высоким качеством отделки, украшенные инкрустациями из золота или электра. В то же время имеются памятники совершенно иного плана, с явным интересом к передаче конкретной действительности, с острой реалистической характеристикой образа.


Рис. 73
Статуэтка
кошки.
Продолжало развиваться художественное ремесло, причем необходимо отметить появление нового типа фаянса - очень твердого и насквозь окрашенного.
Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало своих возможностей. Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.), в недолгий период борьбы Египта за независимость (5 в. до н.э.) египетские художники создали еще ряд прекрасных памятников, продолжавших оба направления саисского искусства. Лучшим образцом реалистического портрета этого времени является известная голова жреца из зеленого камня (Рис. 74).


Рис. 74
Голова
жреца.
После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в 332 году до н.э. Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением македонской династии Птолемеев, находит силы для нового расцвета искусств и создает такие памятники, как храмы в Эдфу, Эсне, Дендера, Филах.
Однако рассмотрение искусства этого периода уже выходит за рамки данного очерка.
Мы проследили, таким образом, ход развития искусства Древнего Египта на протяжении его длительного существования. Его значение для истории искусства других народов очень велико, как вообще велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.
Нам хорошо известно, что он создал богатейшую литературу, впервые в истории давшую сказку, повесть, любовную лирику и оказавшую бесспорное воздействие на литературу греко-римскую, древнееврейскую и арабскую; что египетская наука с ее достижениями в области астрономии (календарь, знаки зодиака), математики (начатки геометрии, теорема Пифагора, измерение объема полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже мозга в организме человека), географии, истории заслуженно пользовалась высоким авторитетом в античном мире и имела существенное значение как для развития античной философии, так и античной науки, а через посредство арабов и для средневековой науки; что египетская религия сыграла определенную роль в развитии христианской обрядности и иконографии.
Не удивительно, что и искусство Египта явилось богатым вкладом в сокровищницу искусства древнего мира, а следовательно, и мирового искусства. Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства видели великолепные храмы тысячелетней давности с выработанными типами колонн, портиками, базили-кальным построением зал, с давно сложившимся гармоничным сочетанием архитектуры, скульптуры, цветного рельефа; видели стенную живопись, замечательные скульптуры, разнообразные произведения художественного ремесла, отличавшиеся изумительным чувством формы и высоким мастерством обработки материала. Греческие архаические памятники 6 века до н.э. отразили известное воздействие египетского искусства. Знакомство с художественными сокровищами Египта особенно развилось позднее, когда через основанную в 4 веке до н. э. Александром Македонским новую столицу Египта, Александрию, ставшую в короткий срок одним из виднейших центров Средиземноморья, началось длительное плодотворное взаимодействие искусства Египта с искусством других народов Запада и Востока.


Главная Главная