Древние Боги

 

 
Главная Главная


В свете указанной застойности исторического процесса в древневосточных рабовладельческих обществах становится понятным длительное и при этом действенное сохранение в идеологии рабовладельческого Египта ряда пережитков родовой идеологии, разумеется, в измененном виде. Мы находим здесь сохранение культа предков, культов фетишей, животных, растений и т. п., причем длительность сохранения подобных, подчас грубо примитивных представлений в верованиях рабовладельческого Египта, так же как аналогичных явлений в культуре Индией, находит свое объяснение в указанных выше особенностях хозяйства страны: "...эти идиллические сельские общины, сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма... они ограничивали человеческий разум самыми узкими пределами, делая из него покорное орудие суеверия, подчиняя его традиционным правилам, лишая его всякого величия... они подчиняли человека внешним обстоятельствам, вместо того, чтобы возвысить его до роли владыки этих обстоятельств... они... создали грубый культ природы, унизительность которого сказывается в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Гануманом и перед коровой Сабалой.

СКАЗАНИЯ О СОТВОРЕНИИ МИРАСреди дошедших до нас древнеегипетских мифов большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Эти сказания на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым разнообразием.


Рис. 1. Небо в образе коровы.

Творцами богов, людей и вселенной в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. По одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому - оно выходит из лотоса, по третьему - из гусиного яйца. Различны и способы творения и творцы. Общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.
Большинство сказаний о сотворении мира появилось в долине Нила еще в те отдаленные времена, когда ее обитатели жили в условиях родового строя. Позднее, с развитием общественных отношений и образованием рабовладельческой деспотии, эти сказания, как уже отмечалось во "Введении", изменялись, отражая то новое, что происходило в жизни, а следовательно, и в миропонимании египтян. В итоге легенды о сотворении мира дошли до нас, как и другие мифы, значительно переработанными: то в виде литературных произведений-сказаний и гимнов, то в качестве записей ритуалов. Некоторые же сказания о сотворении мира вообще появились впервые уже в рабовладельческом обществе и целиком отразили обстановку и идеологию этого общества.



Рис. 2. Архаическое святилище богини Нейт.

Главная Главная
 
 
 
 
   
   

 

 

 

 
Hosted by uCoz