Древние Боги
|
||
В птолемеевские времена о боге Тоте вполне определенно говорится как о демиурге и победителе сил мрака. В "Тексгах пирамид» и в ряде других Тот проходит как бог луны. В уже упомянутой "Книге Коровы" рассказывается, как бог Ра приказал богу Тоту быть его заместителем, везиром на небе: луна - помощник солнца в освещении земли. С Тотом в качестве бога луны связывалось представление о времени (фазы луны), счете, знании письма и всех наук, в первую очередь магии. Тот считался богом-покровителем профессиональных писцов. Сохранился ряд молитв, адресованных писцами своему богу (например, папирусы Анастаси III, 4.12-5.4; Анастаси V, 4.2-10.2; Салье I, 8.2-8.6). На виньетках 125-й главы "Книги мертвых" Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, он активно участвует в вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце которого взвешивается на точных весах. Отсюда Тот - "владыка Истины", судья в мире богов и покровитель судей. В известной мифологической сказке о "Злоключениях Хора и Сетха" Тот является писцом эннеады. Во времена Нового царства бог Тот считался творцом разных языков. Отмечено, что по крайней мере в двух текстах он назван "отличающим язык [одной] страны от [языка] другой". В мифологической истории Египта, в истории фараонов - богов, Тоту отведено определенное место, он правил после бога Хора и до богини Маат, причем на его царствование приходится 7726 лет. В мифах и легендах Тот в качестве фараона не выступает. Тот "не вызывал своим именем в египтянах представления о своей роли в качестве фараона, как это мы видим относительно богов эннеады и Гора; гораздо охотнее они видели в нем не царя, а его советника и визиря. Египтяне не могли представить себе своей страны иной и в иных условиях, чем они ее видели; бюрократическое устройство с фараоном во главе должно было быть современным ей и возводилось к богам". Бог Тот был весьма популярной фигурой египетского пантеона на территории всего Египта во все времена. По характеристике Б. Тураева, он был у египтян "идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения" и олицетворением ума. Культ этого божества был широко распространен в стране. Помимо Гермополя (Hermopolis magna) и Малого Гермополя (Hermopolis parva) культ Тота существовал в Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в Нубии и т. д. Как подметил Б. Тураев, "у большинства египетских божеств женские дополнения были искусственны и бесцветны". В качестве супруги Тота чаще всего фигурирует богиня письма Сешат, затем богиня истины Маат и, наконец, Нехемауит. Встречаются и другие, редко упоминаемые богини. Подобного рода неопределенность порождена отсутствием устойчивой мифологической традиции, связанной с богом Тотом. В рамессидовские времена в Саисе матерью Тота считалась богиня Нейт. В птолемеевские времена его матерью в Гермонте названа богиня Раит-Тауи. Луна ассоциировалась не только с Тотом, но и с другими богами. Прежде всего с членом фиванской триады богом Хонсу, о котором будет подробно сказано в следующей главе. В поздних текстах нередко говорится о божестве Хонсу-Тоте. Был еще лунный бог Дуау, недвусмысленно названный луной в одном позднем тексте. Нельзя обойти молчанием и бога Яха. "Ях" означает "луна". Иногда это слово пишется с детерминативом бога, и тогда оно обозначает луну как божество. Здесь следует отметить, что теофорные имена фараонов XVIII династии содержали в своей теофорной части имена богов, а именно: Амона, Тота и Яха - было четыре Тутмоса, четыре Аменхотепа и один Яхмос (родоначальник династии). Имена эти означают: "Тот родил его", "Амон доволен", "Ях родил его". Таким образом, эти имена указывали на божественное происхождение фараона. Показательно, что из 16 фараонов XVIII династии пять носили теофорные имена, связанные с именами богов луны. Священным животным Тота был ибис, а в более поздние времена и павиан. |
||