Древние Боги
|
||
В Саути был храм Осириса. В храмовых текстах об Осирисе сказано: "Великий мощью, великий бог, владыка [корон Верхнего и Нижнего Египта], к которому стремятся души богов, к которому приходит все, что есть и чего нет, наследник бога Геба, его любимый, царь Верхнего и Нижнего Египта, Уннефер". Тинис, Дендера, Коптос Где находился город, называвшийся по-древнеегипетски Чени, а по-гречески Тинис, - точно неизвестно, во всяком случае, недалеко от современного города Гирги. Главным локальным богом в Тинисе был бог, греческое название которого Онурис, египетское - Инхар. Его жена - богиня Мехит. Сын этой божественной пары - Инмутеф, которого сопоставляли с Хором. В религиозных текстах Онурис нередко уподобляется богу Шу, греки отождествляли его со своим Ареем. Онурис был покровителем охоты и в этом качестве играет важную роль в мифе о дочери солнца, о его возлюбленном Оке, ушедшем из Египта в Нубию. Бог солнца Ра посылает за ним Шу-Онуриса. Древнеегипетский город Иун-та-нечерт (греч. Тентюра) был расположен чуть южнее современной Кены на расстоянии одного километра от нее, на самой границе Ливийской пустыни с долиной Нила. В двух километрах от этого пункта (к югу) находится селение Дендера (в названии сохранился греческий топоним Тентюра). Тентюра - искаженная форма последних двух компонентов др. - егип. танечерт, что значит "богиня". Первый компонент Иун фонологически почти тождествен названиям - Армант и Гелиополь. Главным местным божеством в Дендере искони была богиня Хатхор, чье имя (Ht - Нr) значит "жилище [бога] Хора". Богиня Хатхор занимает видное место в религиозных представлениях египтян. Начиная со времен Древнего царства фараон VI династии Пепи I называет себя "сыном Хатхор, владычицы Дендеры". Так же называет себя и фараон XI династии Ментухотеп I - Небхепетра. Необходимо подчеркнуть, что эта формул входит в царскую титулатуру вместо традиционных слов "сын Ра". Это свидетельствует о том, каким огромным авторитетом пользовалась Хатхор у определенных фараонов. Культ Хатхор, "владычицы Дендеры", восходит к глубокой древности, ко временам "служителей Хора" (по египетской письменной традиции), т. е. к эпохе, предшествующей объединению Египта. Образ богини Хатхор весьма сложен. Имя ее свидетельствует о ее тесной связи с богом Хором. Представая в образе парящего в небе сокола, Хор олицетворял солнце (см. об этом подробнее в соответствующей главе). Таким образом, имя Хатхор ("жилище [бога] Хора") было метафорой, обозначавшей "небо". По основным своим функциям Хатхор была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Наиболее распространенный ее эпитет - "золотая". Греки ассоциировали ее со своей Афродитой. С очень давних времен Хатхор считалась женой бога Хора соседнего храма Эдфу. В греко-римское время она составила в Дендере триаду: Хатхор, бог Хор Эдфуский и их сын, бог музыки Ихи. В Эдфу сыном этой божественной пары был не Ихи, а Хорсматауи ("Хор - объединитель Обеих Земель"). Уже во времена Древнего и Среднего царств культ Хатхор был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в Мемфисе (здесь богиня называлась Небт-Нехт - "владычица сикоморы"), Кусе, Фивах, на Синае, в Ассиуте, Бени-Хасане, Абидосе, Гебелене, Асуане, Техне (Акорис), Атфихе, Бубасте, Ком-эль-Хисне. Необходимо подчеркнуть, что Хатхор в разных местах и в разное время отождествлялась с разными богинями - то она богиня неба Нут, то богиня Бубаста - Бастет (кошка), то свирепая богиня Мемфиса Сехмет (львица), то богиня Саиса, .могучая Нейт, которую греки называли Афиной, то богиня Тефнут, и, наконец, в позднее время она объединяется с самой Исидой, культ которой возник в Дендере. Хатхор отождествляли и с богиней финикийского Библа ("владычица Библа") или с богиней далекого Пунта ("владычица Пунта"). |
||