Древние Боги
|
||
Фр. Дома принадлежит очень краткое, но важное исследование о египетских богинях, вывод из которого может быть сформулирован следующим образом: египетские богини, несмотря на все внешние различия, являются ипостасями одного и того же женского божества - богини-матери, богини-женщины. Итак, суть и функции богинь одинаковы, хотя иконография и имена разнообразны. Разные богини - это всего лишь разные аспекты одного и того же женского божества, отсюда и изменения в иконографии. В Дендере и многих других местах богиня выступала в облике женщины с коровьими ушами - корова была священным животным богини. Специальных мифов о Хатхор не сохранилось, хотя они, несомненно, существовали. Один из них уже был упомянут в связи с богом Онурисом. Это так называемое "Сказание о возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии". Миф известен по демотической версии и по греческой. Демотическая версия сохранилась значительно лучше, она исследована и переведена X. Юнкером, одним из корифеев египтологии. Содержание ее вкратце сводится к следующему. В те отдаленные времена, когда на земле царствовал сам бог Ра, между ним и его дочерью Хатхор-Тефнут возникла ссора. Разгневанная богиня в образе свирепой львицы покинула Египет и удалилась в Нубию. Ра соскучился по своей своевольной дочери и приказал богам Шу и Тоту разыскать богиню и вернуть ее в Египет. Боги отправляются в далекую страну Бугем, но из страха перед свирепой богиней принимают облик обезьян, которые должны развлекать ее. Боги намереваются поведать богине о красотах страны, где царствует ее отец, великий бог Ра, о великолепном Ниле, орошающем египетские земли, о цветущих полях, о роскошных городах. Боги обещают Хатхор-Тефнут, что в ее честь будут воздвигнуты храмы, что ежедневно ей будут приноситься жертвы и совершаться винные возлияния, рассеивающие тоску. Тот угощает богиню вином. Отведав вина, богиня соглашается вернуться. Боги организуют веселый караван, сопровождающий богиню. Караван прибывает в Филэ, потом в Ком-Омбо, Эд-фу, Эсне и, наконец, в Дендеру - город богини. Везде ее встречают радостными торжествами, на которых присутствует сам бог Ра. Учреждается праздник "ее возвращения". Бог Шу и Хатхор-Тефнут вступают в брак. Праздник "ее возвращения" и брака с богом Шу носил вакхический, оргиастический характер. "В египетских календарях о празднике Тефнут говорится, что "это день виноградной лозы и полноты Нила", т. е. время расцвета природы Египта и радостного оживления всей страна В полном соответствии с этим и весь праздник брака и возвращения Хатхор-Тефнут был проникнут весельем .и радостью. В нем участвовало все население, особенно женщины. В честь богини плясали и пели песни, в изобилии лилось вино и пиво...". "Песни и пляски перед богиней в храме происходили главным образом ночью... Множество музыкантов и певцов обоих полой участвовало в этих церемониях. Они носили названия: "красивые", "совершенные", "кудрявые", "девственные", "нежные" и другие, значения которых нам неясны. Их пляски под все ускоряющийся ритм музыки приводили к потере самообладания, они входили в состояние экстаза, может быть подготовленное принятием вина". Интересно отметить, что танец прыжками в честь Хатхор (ksks) до сих пор бытует в виде "зикра" - экстатического религиозного танца феллахов, который можно наблюдать во всякой египетской деревне. |
||