Древние Боги
|
||
В египтологической литературе возникла интересная полемика о происхождении Хора Бехдетского. Суть вопроса сводится к следующему. Древнеегипетский Джеба (т. е. Эдфу) имел второе название: Бехдет, которое упоминается в текстах начиная со времени Среднего царства, тогда как Джеба уже известен по текстам эпохи Древнего царства. В текстах храма Эдфу Хор в ряде случаев назван Хором Бехдетским. Поэтому долгое время считалось, что Хор Бехдетский - местный эдфуский бог. Однако позднее было установлено, что и в Дельте существовал город, также именовавшийся Бехдет, в котором тоже поклонялись Хору. Бехдет в Дельте в более позднее время стал называться Самбехдет, в настоящее время это Тель-эль-Баламун (менее чем в 5 км. к западу от Дамиеттского рукава Нила и в 20 км к югу от берега Средиземного моря). Таким образом, Хор Бехдетский "родом" из северо-восточной Дельты. Его культ по неясным причинам был занесен в Эдфу еще во времена Древнего царства и настолько сросся с Эдфу и с Верхним Египтом, что Хор Бехдетский стал типично верхнеегипетским божеством. Миф о Хоре Бехдетском, запечатленный на стенах эдфуского храма, представляет собой религиозную драму, содержание которой сводится к следующему. Хор Бехдетский в виде Крылатого Диска (солнца) сопровождает в Нубии великого бога-царя Ра-Харахти, возглавляющего бесчисленное войско. Хор Бехдетский узрел врагов бога, а Ра-Харахти разрешает ему уничтожить их. Враги превращаются в крокодилов и гиппопотамов, пытающихся напасть на Ра-Харахти, но Хор Бехдетский преследует и громит их. Уничтожается предводитель врагов, бог Сетх. Хор, сын Исиды, присоединяется к Хору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов вплоть до самого моря. Таким образом, победа Ра-Харахти - это в основном победа обоих Хоров - Хора Бехдетского и Хора, сына Исиды. Хор Бехдетский выступает в мифе как солнечное божество. Вторая часть мифа - мистерия, совершающаяся в храме. Причем главное действующее лицо названо здесь Хором Бехдетским, образ которого сливается с Хором, сыном Исиды. В диалогах участвуют фараон и Исида, мать Хора, бог Тот, жрец-чтец и др. Обе части мифа иллюстрируются рельефами. Мистерия разыгрывалась в храме ежегодно, на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, т. е. в первой половине января. Религиозная драма, представленная эдфускими текстами, по объему и литературным достоинствам превосходит все, что было известно до сих пор в Египте в этом жанре. Впервые текст был полностью переведен и прокомментирован английскими египтологами А. Блэкманом и X. Фэрманом, русский перевод дан М. Э. Матье. Как первая, так и вторая часть мифа говорят о борьбе Хора Бехдетского с Сетхом и о победе первого над вторым - Следует отметить, что египтологи интерпретировали миф по-разному. Английский египтолог Ньюберри хотел видеть в эдфуском мифе о Хоре Бехдетском мифологизацию исторических событий времен первых двух династий, когда, несмотря на происшедшее объединение, Верхний и Нижний Египет временами вступали в ожесточенные, кровавые конфликты. Одним из аргументов, якобы подтверждающих его гипотезу, Ньюберри считал наличие датировки в самом начале первой части мифа о Хоре Бехдетском. Там действительно сказано: "Год 363 царя Верхнего и Нижнего Египта Ра-Ха-рахти..." Но датировка в мифе отнюдь не проявление историзма. Вспомним Туринский папирус со списком фараонов-богов, царствовавших на земле до людей. В одном из фрагментов упоминается Ра, правда без хронологии царствования. А вот богу Тоту отведено 7726 лет царствования на земле. С аналогичным явлением мы сталкиваемся и в мифе о Хоре: 363 года царствования естественны для бессмертного бога-царя. Не только Ньюберри, но и другие ученые, такие, как К. Зете, X. Холл, проявляли склонность к подобному историческому евгемеризму, полагая, что за эпизодами мифологической борьбы между Хором Бехдетским и Сетхом скрываются реминисценции каких-то отдаленных или более близких исторических событий. Гриффис даже допускает, что в эдфуском мифе может быть отражено изгнание гиксосов. Конечно, всегда возможно привести какие-либо аргументы в пользу той или иной гипотезы, предлагающей «историческое» объяснение мифа о Хоре Бехдетском. Но гипотезы такие вряд ли приемлемы. Обратимся к фактам. |
||