Древние Боги
|
||
Французский египтолог Олюст Мариетт был направлен в Египет для приобретения в монастырях коптских рукописей. Чтобы получить доступ к монастырским хранилищам рукописей, необходимо было заручиться поддержкой коптского патриарха, однако тот отнесся крайне недоверчиво к молодому французскому ученому. Располагая деньгами для закупки рукописей и обуреваемый жаждой деятельности, Мариетт на свой страх и риск начал вести раскопки. Он вспомнил описание Страбоном (XVII, 807) сфинксов, находящихся у мемфисского Серапеума, произвел археологическую разведку и натолкнулся на некрополь Аписов-Серапеум. Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего Серапеума - здесь были обнаружены погребения 64 быков, множество стел и разного рода памятников. С этого началась блестящая карьера О. Мариетта, ставшего организатором Службы древностей Египта (Service des Antiquites de I'Egypte) и ее первым директором. Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты: рождения, "вступления в должность" Аписа и смерти - с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа - 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками - в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока. Ритуалу погребения Аписа придавалось исключительно большое значение - об этом свидетельствует демотический папирус в Вене, содержащий подробнейшее наставление для выполнения ритуала". Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится ко времени Аменхотепа III самое позднее предшествует началу новой эры. Живого Аписа содержали в Апейоне - специальном помещении, о котором упоминает Геродот (II, 153) и которое Страбон (XVII, 807) называет двором. Античные авторы передают разноречивые сведения об Аписе. Страбон (XVII 807) утверждает, что "его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почитанием". Геродот (III, 28) так описывает Аписа: "Он черный, на лбу у него белый квадрат, на спине изображение орла под языком - жука". Другие авторы, расходясь в деталях, сходятся в том, что Апис черный. Что же представляет собой Апис согласно египетским источникам? Свидетельства их неоднозначны. Во-первых, поскольку Апис был мемфисским божеством, он связывается с мемфисским богом Пта. В Большом папирусе Харрис I (44.9) об Аписе сказано, что он душа бога Пта; во-вторых, Апис рассматривается как оракул (whm) бога Пта и, наконец, объединяется с богом Осирисом, являя божество Апис-Осирис. Но синкретическое Апис-Осирис отнюдь не тождественно имени Осирис-Апис. Так именуется умерший Апис в знак того, что после смерти, как и все прочие умершие, он превратился в Осириса. Сохранилось много бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами. Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими императорами. Содержание и формы культа Аписа в поздние времена, особенно начиная с саисского времени, и в эпоху, скажем, Среднего или Древнего царств должны существенно различаться. Но, к сожалению, мы не располагаем достаточной информацией на этот счет. Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. Обнаружены заупокойные скарабеи, "заменители" сердца для быков Мневисов, на одном из них - формула, почти тождественная формуле на скарабеях, применяемых при мумификации людей. Хоронили Мневисов в гелиопольском Серапеуме. Мнение был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, несомненно, к более древним временам. В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах. Интересно отметить, что цветная иконография Бухисов не всегда была выдержана в реалистическом стиле: в ряде случаев они изображены не черно-белыми, а красновато-коричневыми. |
||