Древние Боги
|
||
Боги тоже имели свои души (ба), бог Pa - даже целых семь. Иногда один бог считался душой другого бога. Так, например, бог Ра иногда именуется в текстах душой (ба) бога Нуна, бог умерших в Мемфисе, Сокар, - душой бога Осириса и т. д. Звезды также рассматривались как души (ба) богов: Орион - душа Осириса и т. д. Переходим к ка. Это слово встречается в египетских текстах бесчисленное количество раз. Оно употребляется в разных значениях. Однако каждое из этих значений как-то связано с личностью умершего. В рецензии на издания X. Юнкера ("Giza II", 1934; "Giza III", 1938) Р. О. Фолкнер писал: "Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему ка; оно сопровождает умершего, направляющегося в потусторонний мир со своим ка, они оба пребывают в потустороннем мире, и вместе с тем ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего". Таким образом, у древних египтян не было четких представлений о ка. Более того, они как будто противоречивы и даже временами исключают друг Друга. Проблеме ка уделяли внимание Масперо, Биссин, Бергман, Эрман, Кеес, Штейндорф, Юнкер и др., и каждый предлагал свою дефиницию ка, исходя из содержания египетских текстов. "Из разных предложенных дефиниций, - пишет Кеес, - две особенно четко противопоставлены друг другу: дефиниция Масперо, которую он отстаивал всю жизнь и согласно которой ка является двойником человека, внешне и по существу тождественным самому человеку, двойником, которым обладают все люди, включая и самого фараона, и диаметрально противоположная ей концепция Эрмана, считавшего, что слово "ка" означает жизненную силу, ту таинственную сущность, которой обладают боги и люди и которая служит признаком различия между одушевленными существами и неодушевленными предметами". Далее Кеес подчеркивает, что в представлении самих египтян не было четкого разграничения значений ка, что значение слова "ка" было в высокой степени диффузным. Здесь следует также упомянуть, что Гардинер предлагает еще одно значение ка - "личность" ("personality"), "натура", "темперамент" и т. д. Во всяком случае, при всей многозначности и неопределенности понятия "ка" в некоторых случаях оно обозначало именно "двойник" в том смысле, как это понимал Масперо, - об этом свидетельствуют некоторые дошедшие до нас изображения. В заупокойном храме царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри бог Хнум на гончарном круге создает не только царственного ребенка, но и его двойник, его ка. Р. О. Фолкнер в предисловии к своему переводу "Текстов пирамид" в ряде случаев трактует ка как двойник. Уже в гробницах вельмож Древнего царства обнаружены каменные или деревянные изваяния умершего, так сказать, заместители мумии, которые в случае уничтожения или повреждения ее должны были служить убежищем для ка умершего, как бы ни мыслилось это ка - в виде двойника или жизненной силы. Не только люди, но и боги имели ка. У бога Ра их было четырнадцать. В поздних текстах слово "ка" обозначало не только душу, но и скульптурное изображение. Это подтверждает, что иногда "ка" означало "двойник". Подводя итог сказанному, приходится констатировать, что наши представления о ка весьма неопределенны и эта неопределенность - следствие той неопределенности, которая, по-видимому, имела место и в трактовке ка древними египтянами. Бесспорно лишь то, что ка, по понятиям египтян, постоянно обитало в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился - под землей или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу. По поводу представлений египтян об имени достаточно сказано в главе о магии. Подчеркнем лишь, что имя воспринималось как нечто органически присущее его носителю, и поэтому всякие враждебные магические действия против имени считались направленными непосредственно против носителя имени. И наоборот, восхваление имени было благоприятно для его носителя, увековечивание имени увековечивало жизнь. Это полностью относится и к имени в его графическом изображении: соскоблить или стереть написанное имя было равносильно покушению на его носителя. Следует упомянуть и об ах. В современной научной литературе "ах" более или менее определенно переводится словом "дух". Из имеющихся многочисленных текстов точное значение слова вывести невозможно. Оно упоминается и в "Текстах пирамид" и в самых поздних текстах. Изображалось ах в виде хохлатого ибиса с фонетическим комплементом. Одним из проявлений человеческой сущности считалась тень человека. Тень (шу) упоминается в "Текстах пирамид", но в общем и целом это представление более позднее, оно прочно входит в обиход текстов со времен Среднего царства. |
||