Древние Боги
|
||
Наконец, вот еще один
механизм того же, восходящий, вероятно, к той же ранней поре – к финалу чисто
суггестивной стадии эволюции второй сигнальной системы. Это – ответ молчанием. Молчание может быть
двоякого рода. Одно отвечает доречевому уровню. Это животное молчание. Другое –
перерыв, тормоз в речевом общении. Такое молчание второго рода было гигантским
приобретением человечества. Оно тоже принадлежит к механизмам отказа от
непосредственного выполнения суггестии, но и от парирования ее эхолалией или
квазиэхолалией. Молчание – генерализованное торможение речевой функции: тут уж
нет подобия даже "неэквивалентного обмена", ибо в обмен не дается вообще
ничего. Но это "ничего" весьма весомо. Во-первых, оно есть пауза
-разграничитель звуковых комплексов и тем самым фактор превращения
неопределенно длительных звучаний в слова. Во-вторых, молчание в ответ на
словесный раздражитель есть промежуточное звено к ответу действием, движением,
но теперь предварительно пропущенным сквозь нейродинамическое сито
дифференцирования словесных раздражителей. В-третьих, ответ молчанием есть
первый шаг становления "внутреннего мира". Пока длится молчание, оно
составляет оболочку для интериоризованных, внешне не проявляющихся реакций,
будь то по речевому или неречевому типу. Следовательно, молчание -это ворота к
мышлению. Но пока мы еще не вышли
из мира суггестии. Мы только обозрели те барьеры, которые суггестия на этапе
своей зрелости должна преодолевать, чтобы оставаться фактором принуждения в
человеческом общении. Эти барьеры – ее закалка. Суггестия вполне находит себя,
когда она властна не над беззащитным, а над защищенным перечисленными
средствами, т.е. преодолевает их. Оставаясь еще в мире
суггестии, мы тем самым исследуем только и исключительно систему материальных
нейрофизиологических воздействий людей на поведение людей. Это поначалу просто
своеобразное проявление тормозной доминанты, ее инверсия, вернее, целая серия
инверсий в общении первобытнейших людей эпохи их отпочкования от троглодитов.
На уровне суггестии вторая сигнальная система не имела никакого отношения к
тому, что философия называет сознанием, как и познанием. Но она не только
интериндивидуальный феномен, ибо все настойчивее затрагивала и то, что индивид
делает в окружающей природной среде: сначала тормозила его действия, затем уже
и требовала какого-то действия. Да и самые простые тормозящие команды, если они
тормозят лишь определенное действие, ставят перед побуждаемым организмом немало
задач конкретного осуществления: "иди сюда" или "пошел вон"
могут требовать преодоления каких-либо препятствий, осуществления каких-либо
предваряющих поступков; "отдай", "брось" могут потребовать
отчленения или иных операций с предметами. Одним словом, если индивид не
прибегает к попыткам не выполнить предписываемое, парируя суггестию, а
подчиняется ему, то он оказывается перед вопросом: как его выполнить?
Следовательно, чем более суггестия расчленяется, тем многообразнее и тоньше операционные
задачи, возникающие перед человеком. |
||