Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

       На восьмой день вновь появился бог солнца Уту, разливая над землей свой

драгоценный свет.

Зиусудра простерся перед ним и принес ему жертвы.

       Далее во всех рассматриваемых нами погибших цивилизациях мы сможем найти

свидетельства о

потопе и "своих Ноев". Однако, потоп потопом, а шумерское государство приходило

в упадок и было

впоследствии захвачено семитскими племенами под предводительством великого

Саргона Аккадского. Но

перед этим закономерным концом в стране происходили войны и свирепствовал

бездумный Чиновник. О том,

что в нашем мире почти ничего не изменилось продолжает рассказывать С. Крамер на

примере Шумер.

       Город-государство Лагаш, расположенный на юге Шумера (см. рис. 19),

начиная с 2500 г. до н. э.

играл в государстве главенствующую роль в политическом и военном отношении.

Здесь царствовала

энергичная династия Ур-Нанше, представителям (ишак-ку) которой удавалось править

всем Шумером. Но

звезда Лагаша закатилась при Урукагине - восьмом правителе этой династии. До

этого же Лагаш вел

постоянную войну с другим городом-государством Ум-мой, правители которого также

претендовали на гос-

       подство в Шумере. Однако мы не будем вдаваться в подробности этих войн,

проходивших с

переменным успехом для обеих сторон, но с постоянным подрывом всей шумерской

цивилизации. Обратимся

лучше к шумерским "социальным революциям", провозглашавшим "свободу" (это слово

есть в шумерских

табличках именно в социальном контексте) от засилья чиновников и, как известно,

сопровождавшимся еще

одним сильным подрывом шумерского государства.

       Во время жестоких войн с их пагубными последствиями граждане Лагаша

утратили свои

политические и экономические свободы. Чтобы набрать и вооружить войско,

правители города сочли

необходимым урезать права своих подданных, увеличить до предела налоги и даже

присвоить собственность

храма. Пока страна находилась в состоянии войны, они почти не встречали

противодействия. Но, однажды

захватив в свои руки бразды правления, члены дворцовой клики не желали

отказаться от них в мирное время,

ибо это давало им неисчислимые преимущества. В самом деле, древние чиновники

ухитрялись изыскивать

такие источники увеличения доходов, что им могли бы позавидовать даже их

современные коллеги.

Отчисления в казну, налоги, пошлины и обложения достигали в Лагаше невиданных

размеров.

       Вот что историк, живший в Лагаше четыре с половиной тысячи лет назад,

рассказывает о событиях,

очевидцем которых он был.

       "Смотритель над лодочниками захватывал лодки. Смотритель над скотом

захватывал крупный и мел-

       кий скот. Смотритель над рыбными угодьями захватывал рыбу. Когда житель

Лагаша приводил во

дворец овцу для стрижки он должен был платить пять шекелей (если овца была

белой). Когда муж разводился

с женвй, ишакку получал пять шекелей, а его визирь - один шекель. Когда торговец

благовониями составлял

благовония для умащений, ишакку получал пять шекелей, а его визирь - один, а

управляющий дворцом -

еще один. Что же до храма и его имущества, ишакку завладел всем". Наш рассказчик


Предыдущая Следующая