Когда
уроженец Уэльса Джон Эванс пересек покрытую льдом реку Миссисипи в канун
Рождества 1794 года и оказался в городе Сент-Луис, он был схвачен и брошен в
тюрьму как британский шпион. В конце концов, он оказался на испанской
территории Луизианы под явно вымышленным предлогом. Эванс утверждал, что он
занимается поисками племени белых индейцев, живших в долине Миссури, потомков
колонии, основанной выходцами из Уэльса, которые высадились на берегах Мексиканского
залива 600 лет назад, задолго до Колумба.
Испанцы имели веские основания опасаться чужестранцев, какими
бы безобидными или даже безумными ни казались их намерения. Это было время
острой политической напряженности на западе Северной Америки. Новая американская
республика – Британская Канада и Испанская империя (цеплявшаяся за свои
территории к северу от Мексики) соперничали за владычество над Великими
Равнинами. Главным призом было открытие и установление контроля над маршрутом
через Скалистые горы к Тихому океану. С этой целью разрабатывались различные
схемы; группы вооруженных торговцев отправлялись на разведку, но не достигали
своей цели, сталкиваясь с враждебными индейскими племенами. Контакт с одним из
таких могущественных племен был заветной целью Эванса.
Лишь когда валлийцы, жившие с американской стороны границы,
убедили испанского генерал-губернатора в подлинности миссии Эванса, он отпустил
будущего первооткрывателя. В августе 1795 года Эванс продолжил свои поиски,
теперь в качестве представителя испанского правительства.
Принц Мадог
Но
почему Эванс воображал, что он может найти своих соотечественников среди
коренных американцев, населявших Великие Равнины? Как ни странно это может
показаться, во времена Эванса слухи о потомках валлийцев на территории Северной
Америки ходили уже около 200 лет. Первое драматическое свидетельство было
представлено неким Дэвидом Ингрэмом, высаженным на берег Мексиканского залива
английским флотом под командованием сэра Джона Хоукинса в 1568 году. Он
утверждал, что прошел пешком более 2000 миль по Северной Америке, прежде чем был
подобран моряками с французского корабля. Вернувшись в Англию, он описал свои
удивительные приключения перед правительственной комиссией, собранной в 1582
году для обсуждения возможности постройки колоний в Северной Америке. По словам
Ингрэма, он видел золотые колонны, слонов, красных овец и пингвинов. Кроме
того, он получил теплый прием у дружественного племени, в языке которого
содержался ряд валлийских слов. Среди этих слов был и пингвин, предположительно
составленный из валлийских слов «пен» (голова) и «гвин» (белый). К сожалению, у
пингвинов черные головы и они не встречаются так далеко на севере.
Несмотря
на фантастические и явно вымышленные детали, сообщение Ингрэма задело чувствительную
струнку в душах его высокопоставленных слушателей. В 1580 году блестящий
валлийский ученый, колдун и великий стратег, доктор Джон Ди, с именем которого
и поныне связано много споров, добился конфиденциальной встречи с королевой
Елизаветой; на эту встречу он принес карту обеих Америк. На обратной стороне
этого документа, который сохранился до наших дней, Ди наметил ряд бывших
притязаний Британии на испанские территории в Северной Америке. На вершине
списка Ди находится представитель Уэльса: «Лорд Мадог, сын Овейна Гвинеддского,
принц Северного Уэльса основал колонию и жил в Терра Флорида или ее
окрестностях». Поскольку Овейн Гвинеддский умер в 1169 году, задолго до
путешествия Колумба, Ди полагал, что именно британская королева, а не испанский
король обладает законным правом владычества над всем восточным побережьем
Северной Америки. Однако Елизавета решила поступиться своими предполагаемыми
правами, очевидно, не желая окончательно разрывать отношения с Испанией.
Первое письменное свидетельство о британских притязаниях на
земли в Америке появилось в 1583 году, когда был опубликован отчет сэра Джорджа
Пэкхэма. Он был одним из потрясенных слушателей рассказа Дэвида Ингрэма и
представил его слова как доказательство путешествия принца Мадога. Пэкхэм утверждал,
что в 1170 году Мадог основал валлийскую колонию где-то в Америке, а потом
вернулся домой. Через год в истории Уэльса (первой из когда-либо
опубликованных), написанной Хэмпфри Ллойдом, Джоном Ди и Дэвидом Поуэлом,
появились новые детали. Согласно этому повествованию, где в качестве источников
цитировались поэты и летописцы, Мадог отбыл из Уэльса, пока его братья боролись
за отцовский трон; его целью было найти убежище в Северной Америке, а потом
вернуться в Уэльс и набрать колонистов. Он отправился в плавание, но больше
никогда не увидел своей родины.
За публикацией книги Пэкхэма последовал ряд сообщений о
встречах с племенами, говорящими на валлийском наречии. Преподобный Морган
Джонс был назначен капелланом военно-морского флота в 1660 году и направлен в
качестве духовника на два корабля, отплывавшие в Порт-Роял в Каролине для
обустройства военной базы. После прибытия в Порт-Роял нового, более крупного
флота вверх по реке была отправлена разведывательная экспедиция. Шесть месяцев
спустя они находились на грани истощения, и преподобный Джонс с пятью своими
спутниками углубился в дебри неизвестных земель в поисках помощи. Попав на
территорию племени тускарора, странники были захвачены в плен, а затем
проинформированы через переводчика, что их казнят на следующее утро.
Преподобный Джонс так описывал чудесное спасение: