Древние Боги
|
||
В глубины Лабиринта
В
качестве основного фона для легенды находки в Кноссе действительно были выше
всяких похвал. Однако достаточно ли их, чтобы объяснить происхождение
Минотавра? Хотя мы вряд ли можем ожидать, что мифы и легенды вообще имеют
«рациональное» объяснение, традиционная точка зрения, согласно которой история
о Минотавре происходит от игр с перепрыгиванием через быка, которые проводились
во дворце-лабиринте, оставляет некоторые вопросы. К примеру, идея о том, что
дворец в Кноссе был Лабиринтом из легенды, оказалась несостоятельной из-за
новых необыкновенных открытий, которые, как ни странно, были сделаны не на
Крите, а в Египте. В 1990 году экспедиция австрийских археологов, проводившая
раскопки в местечке Тель-эд-Даба в египетской Дельте, обнаружила дворцовый
комплекс, определенно принадлежавший не египетской культуре. Постройки
датировались эпохой гиксосов, чужеземных правителей Египта в XVII – начале XVI
в. до н. э. В прошлом казалось, что «чужеземность» гиксосов имела явно
восточный оттенок: керамика, металлические орудия и другие находки в
Тель-эд-Даба указывали на то, что гиксосы происходили из Сирии или Палестины и
что они были семитским народом, подобно арабам и израильтянам. Затем
в самом центре города гиксосов были совершены поразительные находки: фрагменты
гипсовых фресок со сценами безошибочно эгейского содержания, сильно
напоминающих критские, хотя и созданные в более ранний период. К ним относятся
растительные декоративные мотивы в минойском стиле, бычьи головы и даже
фрагменты фрески с изображением критской забавы с перепрыгиванием через быка.
Кроме того, на них часто присутствовал мотив лабиринта, окружавшего бычью
голову. Очертания лабиринта представляют собой чисто абстрактную схему,
совершенно не похожую на поэтажные планы дворца в Кноссе. Ясно, что они имеют
более тесное отношение к архетипу Лабиринта – почти универсальному символу,
связанному с таинствами жизни и смерти (см. «Спираль Гластонбери» в разделе
«Земные узоры»). Если
критский Лабиринт был не дворцом в Кноссе, а абстрактным понятием,
принадлежащим к религиозному культу, возможно, чудовищный Минотавр, рыскавший в
его глубинах, был не просто символом опасных игр с участием быков и людей.
Традиции и обычаи царя Миноса, его дворец, его военно-морской флот и его
империя сохранились афинянами в легенде о Тесее и Минотавре. Археология
доказала, что легенда имеет под собой веское основание. Можно ли найти какой-то
смысл или резон в наиболее отвратительной части истории – в том, что афинские
дети, посылаемые в Кносс каждые семь лет, предназначались в пищу Минотавру? Человеческое жертвоприношение?
Археологи
уже довольно давно располагают данными, которые могут полностью разрушить
представления о древней минойской цивилизации, полученные на основе изучения
фресок. Сцены с лилиями и цветами лотоса соседствуют с изображениями элегантных
дам, обменивающихся новостями или принимающих ванну, – все это создает
картину высокоцивилизованного культурного общества, лишь слегка подпорченную
сценами «опасных игр» с перепрыгиванием через быков. Гораздо более мрачное
впечатление создается в результате открытий, сделанных в 1979 году Питером
Уорреном, профессором античной археологии Бристольского университета, в
подвальных помещениях большого дома в Кноссе. |
||