Верхние
комнаты дома обрушились в подвал, где и было обнаружено их содержимое: в
основном обычные объекты, такие, как грузила для ткацкого станка, бусины,
различные орудия и керамика. Там был также один большой котел с обожженной
землей, остатками съедобных улиток и моллюсков и тремя человеческими костями,
на одной из которых сохранились следы надрезов. Почему пища оказалась
перемешана с человеческими останками таким образом? Новые факты обнаружились в
соседней комнате, откопанной Уорреном, которую он назвал «комнатой детских
костей». Здесь он обнаружил 251 кость животных, принадлежавших крупному
рогатому скоту, овцам, свиньям и собакам, а также 371 человеческую кость и
фрагменты костей. Анализ показал, что в комнате присутствуют останки как
минимум четырех человек и все они были детьми. На 79 костях остались отметины,
сделанные режущим или пилящим инструментом с острым лезвием. В других комнатах
дома были найдены еще 54 человеческие кости, принадлежавшие детям, из них 8 со
следами надрезов.
Уоррен и члены его команды гадали, что может означать эта
находка. В некоторых древних культурах тела расчленяли или очищали от плоти
перед захоронением или даже вскрывали после разложения и хоронили во второй
раз. Однако в случае с детскими костями следы надрезов были далеки от окончания
костей, как можно было бы ожидать в том случае, если бы разные части тела
(например, плечевой сустав, локтевой сустав или кисть) были отделены
специально. Это навело Уоррена и специалиста по анализу костей Луи Бинфорда на
мысль, что надрезы делались не с целью расчленения скелетов, но для удаления
плоти. Однако отсутствие продольных царапин и следов соскребания указывало на
то, что цель заключалась не в удалении всех следов плоти, а скорее лишь
отдельных кусков. Создавалось впечатление, что процедура, в чем бы она ни заключалась,
не была частью похоронного ритуала. Здесь имела место какая-то другая культовая
деятельность, и Уоррен пришел к неутешительному выводу, что она заключалась в
ритуальном жертвоприношении детей, которых затем готовили и съедали.
Разумеется, как признает сам Уоррен, у нас не может быть
абсолютно убедительных доказательств того, что мясо предназначалось в пищу
после того, как его снимали с костей. Тем не менее такое объяснение
представляется более вероятным, чем другие, – например, обычное убийство или
подготовка к похоронной церемонии. Знаток античности Деннис Хьюджес из
университета штата Айова предположил, что кости приносили в подвал в процессе
церемонии вторичного погребения и что они уже были отделены и очищены от плоти
до того, как оказались на своем нынешнем месте. Однако, по его словам, ничто не
указывает на похоронные церемонии. Хотя вторичные захоронения известны на Крите
в эпоху бронзового века, нет ни одного случая удаления плоти или умышленного
расчленения тел перед повторным захоронением. Приходится признать неприятный
факт: если бы следы надрезов были обнаружены на костях животных, археологи бы
без тени сомнения пришли к выводу, что они видят остатки трапезы.
Объяснение Уоррена до сих пор остается лучшим, хотя оно
наносит тяжелый удар традиционным представлениям о «мирном» минойском обществе.
Присутствие костей животных со сходными надрезами, обожженная земля и съедобные
моллюски – все это свидетельствует о том, что детей убивали, готовили и съедали
вместе с животными во время празднеств, связанных с каким-то отвратительным
религиозным культом. Нетрудно представить, что жертвы этого каннибализма
доставлялись из подчиненных царств вроде Афин в легенде о Тесее. Если Уоррен
прав, то у нас есть новое объяснение того, как возникла легенда о монстре из
Кносса, пожиравшем детей; в Кноссе действительно обитало чудовище, пусть и без
бычьей головы, но достаточно реальное и более грозное, чем сам легендарный
Минотавр.