Наверное,
самым значительным центром культуры на Юкатане, выжившим и даже процветавшим
после гибели городов на южных низменностях, была Чичен-Итца, которая, согласно
устной традиции майя (записанной после испанского завоевания), была захвачена в
987 году группой мексиканских тольтеков. Они возродили Чичен-Итцу, создав
гибридный художественный стиль, и осуществили крупномасштабную программу по
строительству храмов, платформ для жертвоприношений и площадок для игры в мяч.
Но какого бы величия ни достигла Чичен-Итца, процветание единственного города
под управлением чужестранцев едва ли можно считать признаком возрождения
классической цивилизации майя.
Теории крушения
После
повторного открытия городов майя в тропических лесах исследователи и археологи
начали обсуждать причину их Упадка. Не удивительно, что при нынешнем состоянии
этих некогда великих городов многие европейцы и американцы поначалу решительно
отвергали саму идею цивилизации, процветающей в дебрях тропического дождевого
леса. Они пришли к выводу, что упадок городов майя был неизбежен в столь
неблагоприятных природных условиях и что цивилизация никогда не могла бы
возникнуть там сама по себе. С их точки зрения, майя были колонистами из других
мест – от Мексики до Египта или Китая. В наши дни археологи не склонны
воспринимать дождевой лес как среду, враждебную для обитания человека, и совсем
не возражают против местного происхождения индейцев майя.
Другим объяснением, популярным в ранних трудах о крушении
цивилизации майя, была внезапная природная катастрофа. Безмолвные города,
поглощенные тропическим лесом, действительно создавали впечатление, будто их
покинули в спешке: люди бежали от катастрофы и не вернулись назад. Несколько
городов майя, включая Куиригуа, действительно подвергались землетрясениям, а в
Ксунантунихе один из дворцов, потерпевший значительный ущерб от землетрясения,
так и не был восстановлен. Однако в большинстве крупных центров майя (расположенных
довольно далеко от линий разломов земной коры) нет признаков ущерба от
землетрясений.
Эпидемические болезни, такие, как бубонная чума в
средневековой Европе, приводили к массовой гибели населения и сильным
общественным волнениям. В качестве одной из причин ухода майя из городов на
низменных равнинах предполагалась желтая лихорадка, хотя эта болезнь, по всей
видимости, была не слишком распространена в Новом Свете до 1492 года. Такое
объяснение в принципе возможно, но у нас нет вещественных доказательств,
поддерживающих теорию эпидемического заболевания: ни многочисленных скелетов
погибших людей, ни массовых захоронений жертв эпидемии.
Карибские ураганы часто проносились над низменностями майя,
опустошая значительные области сельскохозяйственных земель. Темы ураганов и
болезней переплетаются в гипотезе, согласно которой разрушительный вирус,
поражающий кукурузу, достиг прибрежных низменностей, принесенный с востока
Карибского моря ураганными ветрами, и уничтожил посевы маиса, от которых зависело
благополучие майя. Как указывает ведущий специалист по истории майя, профессор
Роберт Шерер из Пенсильванского университета: