«Хотя
в первой книге Тома есть доказательства существования относительно неточных
„лунных линий“, из этого вовсе не следует, что ориентировки были предназначены
для выявления тонких особенностей движения Луны… Мы обнаруживаем грубые и
приблизительные лунные ориентировки, но с точки зрения статистики – ничего
более или менее значительного для точных наблюдений».
Итак,
хотя мы можем с достаточной уверенностью говорить, что доисторические европейцы
интересовались движением Солнца и Луны, гипотеза о научном сообществе
жрецов-астрономов не подтверждается ни вещественными, ни статистическими
доказательствами.
Как, в таком случае, поживает археологическая теория Маккая?
Ей определенно не пошел на пользу прорыв в изучении языка майя, когда стало
ясно, что хотя астрономия играла важную роль в их культуре, каста ученых-жрецов
вовсе не занимала главенствующее положение. Общество майя было преимущественно
светским; оно сосредоточивалось в городах и в этом отношении было совершенно не
похожим на общинный уклад жизни в доисторической Британии (см. «Расцвет и
упадок культуры майя» в разделе «Пропавшие земли и катастрофы»).
Когда речь заходит о «мега-хенджах», большинство археологов
придерживается мнения, что деревянные круги были не роскошными жилищами, а
деревянными аналогами мегалитических монументов, сооружаемыми для определенных
ритуалов. Было обнаружено еще много поселений, где жили создатели «рифленой
посуды», но ничто не указывает на их принадлежность к жреческому сословию. Даже
любимое место Маккая – каменный поселок Скара Брай на Оркнейских островах, ныне
лишь один из нескольких, известных археологам. Либо во всех этих поселениях
жили жрецы-астрономы (что маловероятно), либо никаких жрецов-астрономов вообще
не было.
Что же остается от теории Александра Тома? Хотя идея о
международном ученом сообществе в доисторические времена не выдерживает
критики, это само по себе не означает, что отдельные монументы не служили для
точных астрономических наблюдений. Дискуссия сосредоточилась вокруг двух мест:
Кинтроу и Баллохрой на западном побережье Шотландии. Оба эти места были названы
довольно совершенными солнечными обсерваториями.
Монумент в Кинтроу состоит из одного стоячего камня высотой
около 12 футов,
расположенного возле двух погребальных курганов. Примерно в 30 милях к юго-западу
находятся горы острова Джура. Глядя вдоль линии, образованной вершиной большего
кургана, верхушкой камня и горами на острове Джура, наблюдатель увидит закат
солнца в день зимнего солнцестояния. Более того, поскольку ориентир находится
на значительном расстоянии от точки наблюдения, место захода солнца в день,
предшествующий солнцестоянию и следующий за ним, каждый раз будет немного
отличаться, поэтому у наблюдателя есть возможность четко отслеживать движение
солнца и точно определять дату солнцестояния.
Однако на пути этой теории возникают два затруднения. Одно из
них – низкая гряда холмов, закрывающая линию обзора на остров Джура с вершины
кургана. Как же тогда работала «обсерватория»? Другая проблема заключается в
отсутствии базового ориентира: ни в самом стоячем камне, ни вокруг него нет
никаких признаков, что он указывает в направлении острова Джура или, если уж на
то пошло, в любом другом направлении.
Раскопки, проведенные Маккаем в 1970 году, вроде бы дали
ответ на оба вопроса. Александр Том еще раньше заметил нечто вроде ровной
площадки на склоне холма за курганом, откуда в хорошую погоду можно было видеть
очертания острова. При раскопках Маккай не обнаружил древних предметов, но
установил, что поверхность площадки была выровнена искусственно. С какой другой
целью ее могли соорудить, кроме как для астрономических наблюдений? К
сожалению, археологов это не убедило. Когда они попробовали разглядеть
очертания острова Джура с площадки на склоне, некоторые утверждали, что это
либо невозможно, либо возможно в редких случаях, при исключительно
благоприятных атмосферных и погодных условиях. На самом деле, гораздо легче
увидеть Джуру, если подняться выше по склону, но там нет никаких следов
человеческой деятельности. Геологи не смогли прийти к единому мнению в вопросе
о том, имеет ли площадка искусственное происхождение. Астрономическое
предназначение монумента в Кинтроу остается недоказанным.
На небольшом расстоянии вдоль побережья от Кинтроу, в
местечке Баллохрой, ряд из трех камней указывает на каменную гробницу, где
некогда хранились останки кремированного тела. Если смотреть вдоль линии,
образованной тремя камнями в день зимнего солнцестояния, то солнце заходит
точно за гробницей. Средний из трех камней имеет прямо-Угольную форму, и если
смотреть вдоль длинной стороны, то можно наблюдать заход солнца в день летнего
солнцестояния за теми же горами на острове Джура, которые видны с Кинтроу.