Древние Боги
|
||
В
круглом святилище, образованном земляным валом и канавой, можно было видеть
толпу верующих и мельком заметить тех, кто распоряжался церемониями из
центрального круга. Для немногих избранных, наблюдавших из центра монумента,
высшей точкой года должен был быть тот момент, когда солнце поднималось над
аллеей утром в день летнего солнцестояния. Поэтому мы, наверное, не слишком
ошибемся, если будем рассматривать Стоунхендж как храм, посвященный солнцу. Друиды
Кельтское
общество в Западной Европе в последние века до н. э., по всей видимости,
находилось под управлением жреческой касты друидов, хотя большая часть того,
что нам известно о них, содержится в сочинениях греческих и римских писателей.
Наиболее существенное описание друидов принадлежит Юлию Цезарю, который
завоевал Галлию (современная Франция) и совершил неудачное вторжение на
Британские острова в 55 году до н. э. Хотя его главной заботой были военные
дела, он все же проявил интерес к галльским обычаям, включая религию: «Друиды
принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью
общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к
религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они
пользуются у галлов большим почетом… Их наука, как думают, возникла в Британии
и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею
познакомиться, отправляются туда для ее изучения… Говорят, они учат наизусть
множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет.
Они считают даже грехом записывать эти стихи… Кроме того, они много говорят
своим I молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о
природе и о могуществе и власти бессмертных богов» 18. Некоторую
скудную информацию можно получить из упоминаний, встречающихся в текстах других
античных авторов. Друидами были как мужчины, так и женщины, которые
предсказывали будущее по результатам ритуальных жертвоприношений, включавших и
животных, и людей. В одном месте Юлий Цезарь упоминает об «ивовом человеке» –
огромном плетеном чучеле, наполненном живыми людьми и поставленном на костер.
Календари также находились в ведении друидов. На вопрос о происхождении
жреческого сословия друидов трудно дать однозначный ответ. Хотя археологи
утверждали, что в некоторых захоронениях содержатся останки друидов, а
отдельные предметы являются элементами их системы верований, ни одно из таких
утверждений не выглядит убедительно, за исключением календаря из Колиньи в
Восточной Галлии, обнаруженного по чистой случайности в 1897 году. Это большая
бронзовая пластина размером 5 на Наиболее
ранним автором, писавшим о друидах, является греческий географ Посейдоний,
живший около 100 года до н. э.; более поздние авторы часто ссылаются на него. В
общем и целом, ранняя история друидов находится в области вымыслов и догадок.
Даже если сословие друидов зародилось за несколько столетий до Посейдония,
остается огромный пробел продолжительностью примерно 1000 лет между их
появлением и последней фазой строительства Стоунхенджа. Отсутствие связи
подтверждается археологическими находками эпохи друидов как на территории
самого Стоунхенджа, так и в других местах Британии. После сооружения
внутреннего кольца сарсенов и «синих камней» всякая деятельность в Стоунхендже
практически прекратилась, а от эпохи друидов осталось лишь несколько
керамических черепков, возможно, попавших туда по чистой случайности. Каменные
круги не играли никакой роли в религии друидов, которые пользовались
деревянными храмами или священными рощами для отправления своих обрядов. В
сущности, само слово «друид» может происходить от существительного dru, или
«дуб». |
||