«На
морском побережье (Англси) собралась плотная масса вооруженных мужчин. Среди
них с пылающими факелами в руках бегали женщины в траурных тогах, с
растрепанными волосами, точно фурии, а повсюду вокруг стояли друиды,
воздымавшие руки к небесам и призывавшие ужасные проклятья на головы врагов».
Римский
генерал Павлиний убедил своих воинов наступать несмотря ни на что, и они
пересекли пролив, устроив бриттам ужасное побоище на острове Англси.
Друидизм был поставлен вне закона римскими императорами, для
которых была особенно неприемлема практика человеческих жертвоприношений и
использование религии в антиримских целях высокопоставленными жрецами друидов.
Однако история друидов на этом не закончилась. Даже в Галлии встречаются более
поздние упоминания о жрицах друидов, хотя эпоха организованного жречества, по
всей видимости, действительно подошла к концу.
Ситуация была иной за пределами Римской империи, в Шотландии
и Ирландии. В ирландских преданиях, а также в жизнеописаниях ирландских,
шотландских и некоторых валлийских святых есть упоминания о друидах. Как
правило, это неодобрительный отзывы, что не удивительно для христианской
литературы. Но есть некоторые удивительные исключения. В жизнеописании св.
Буэно (валлийского святого VI века) говорится о том, что он был встречен у
небесных врат св. Петром, апостолами и какими-то друидами. В Ирландии св.
Бригитта, жившая примерно в то же время, воспитывалась в семье друидов.
Однако по мере распространения христианства друидические
верования постепенно угасали. Друиды, сначала выступавшие в роли мрачных
злодеев, впоследствии стали едва ли не анекдотическими персонажами –
предположительно, после того, как в них перестали видеть угрозу укреплению
церковной власти.
Возрождение друидических верований в XVIII веке, поощряемое
такими знатоками древностей, как Уильям Стакли, а также валлийскими
националистами, стремившимися восстановить чувство национальной гордости,
произошло лишь после долгого перерыва в истории друидов. В лондонской газете
«Морнинг кроникл» есть статья об удивительном собрании людей, называвших себя
«валлийскими бардами», которое произошло 23 сентября (день осеннего
равноденствия) 1792 года на холме Примроуз-хилл:
«После
проведения всех необходимых церемоний был образован круг из камней, в середине
которого находился маэн гор-седд (тронный камень), или алтарь, где лежал
обнаженный меч. В конце ритуала барды торжественно вложили его в ножны».
К
сожалению, эта романтическая церемония почти полностью была плодом воображения
ее создателей. Валлийская бардовская традиция поэтов, певцов и арфистов вполне
реальна, и ее современное возрождение многим обязано культу друидов, но она не
имеет ничего общего с алтарными камнями, мечами, жертвоприношениями или
каменными кругами. Нынешние друиды утверждают, что у них есть религиозное право
доступа в Стоунхендж, но, несмотря на их желание выглядеть наследниками
нерушимой религиозной традиции, они на самом деле представляют собой
наследников романтических фантазеров XVIII-XIX веков.