Древние Боги
|
||
О внушении написано
много исследований, но, к сожалению, в подавляющем большинстве медицинских, что
крайне сужает угол зрения. Общая теория речи, психолингвистика, психология и
физиология речи не уделяют суггестии сколько-нибудь существенного внимания,
хотя, можно полагать, это как раз и есть центральная тема всей науки о речи,
речевой деятельности, языке. На пороге этой темы
останавливается и семиотика. Один из основателей семиотики – Ч. Моррис выделил
у знаков человеческой речи три аспекта, три сферы отношений: отношение знаков к
объектам – семантика; отношение знаков к другим знакам – синтаксис; отношение
знаков к людям, к их поведению – прагматика. Все три на деле не существуют друг
без друга и составляют как бы три стороны единого целого, треугольника. Но,
говорил Моррис, специалисты по естественным наукам, представители эмпирического
знания преимущественно погружены в семантические отношения слов; лингвисты,
математики, логики – в структурные, синтаксические, отношения; а психологи,
психопатологи (добавим, нейрофизиологи) – в прагматические. Принято считать,
что из этих трех аспектов семиотики наименее перспективной для научной
разработки, так как наименее абстрактно-обобщенной, является прагматика.
Существуют пустопорожние разговоры, что можно даже построить
"зоопрагматику". Однако из трех частей семиотики прагматика просто
наименее продвинута, так как наиболее трудна. Примером может послужить
неудача специально посвященной прагматике в семиотическом смысле книги
немецкого философа Г. Клауса. Дело тут сведено к довольно внешней систематике
воздействия знаков на поведение людей по "надежности", силе,
интенсивности. А именно выделяются четыре функции: 1) непосредственно побуждать
человека, т.е. прямо призывать к тому или иному действию или воздержанию; 2)
информировать о чем-либо, в свою очередь побуждающем к действию; 3) производить
положительные или отрицательные оценки, воздействующие на поступки
информируемого; 4) систематизировать и организовывать его ответные действия. У
Ч. Морриса они расположены в другом порядке, а именно на первое место он ставит
знаки-десигнаторы (называющие или описывающие, несущие чисто информационную
нагрузку), затем аппрайзеры (оценочные), прескрипторы (предписывающие) и,
наконец, форматоры (вспомогательные). Все они, по Моррису, тем или иным образом
влияют на поведение человека и составляют неразрывные четыре элемента
прагматики (и их не может быть более чем четыре) как науки о воздействии слова
на поведение, которая в свою очередь – часть более широкой науки семиотики.
Однако, будучи расставлены в таком порядке, как у Морриса, они лишают
семиотику, в частности прагматику, сколько-нибудь уловимого
социально-исторического содержимого. А на деле исходным пунктом является
удивительный механизм прескрипции (он лишь на первый взгляд сходен с механизмом
словесной команды, даваемой человеком ручному животному). Выполнение того, что
указано словом, в своем исходном чистом случае автоматично, принудительно,
носит "роковой" характер. Но прескрипция может оказаться невыполнимой
при отсутствии у объекта словесного воздействия, необходимых навыков или
предварительных сведений. Тогда непонимание пути к реализации прескрипции
временно затормаживает ее исполнение; следует вопрос: "как",
"каким образом", "каким способом", "с помощью чего"
это сделать? Такой ответ потребует нового "знака" –
"форманта", разъясняющего, вспомогательного. После чего прескрипция
может сработать. Но торможение прескрипции способно принять и более глубокий
характер – отрицательной индукции, негативной задержки. Тогда, чтобы усилить
воздействие прескрипции, суггестор должен уже ответить на прямой (или
подразумеваемый) вопрос: "А почему (или зачем) я должен это сделать (или
не должен этого делать)?" |
||